ТСЖ Дом

ТСЖ. Конституция РФ

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция РФ, Статья 40

Закон Законы, комментарии Проекты законодательных актов З А К Л Ю Ч Е Н И Е Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Четверг, 17 Ноября 2011 00:00

З А К Л Ю Ч Е Н И Е Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

 

на проект федерального закона № 304493-5
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд»,

внесенный депутатом Государственной Думы О.Д.Валенчуком, М.Л.Шаккумом

 

 

Проектом федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд»  (далее – законопроект) вносятся изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный  кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об оценочной деятельности».

Изменения, предложенные авторами законопроекта, фактически  направлены на пересмотр общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о праве собственности на землю. В законопроекте четко прослеживается неприемлемая тенденция рассматривать возможность изъятия земель как обычное, нормальное явление. Такая тенденция не совместима с провозглашенным в статье 35 Конституции Российской Федерации принципом защиты частной собственности. Изъятие земельных участков должно носить исключительный характер и является чрезвычайной мерой, применяемой только для достижения предусмотренных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)целей. Но даже и в этих целях она должна применяться как исключение. Авторами проекта предлагается рассматривать возможность изъятия земельных участков как обычное явление, не представляющее собой исключительную меру.

По тексту законопроекта предлагается по всему ЗК РФ в словах «изъятие, в том числе путем выкупа» исключить слова «, в том числе путем выкупа», а также в предлагаемых изменениях статьи 279 ГК РФ исключается выкуп земельного участка у «собственника» путем прекращения его права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком в случае изъятия его земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Данные изменения могут привести к тому, что изъятие земельных участков будет носить административный характер.

Проектом предлагается установить новую процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: до принятия решения исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в обязательном порядке направляется ходатайство от «юридического лица, в том числе органа государственной власти и органа местного самоуправления». По мнению Комитета, предложенная процедура нецелесообразна, а в отношении направления ходатайства юридического лица и вовсе опасна, так как изъятый земельный участок на основании предложенной авторами законопроекта части 2.4 статьи 30 ЗК РФ в двухнедельный срок без торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования места размещения объекта может перейти к другому частному собственнику (юридическому лицу) не всегда на практике оказывающемуся добросовестным.

В некоторых случаях, когда необходимо при изъятии проводить образование земельных участков, вместе с ходатайством предоставляется проект межевания территории или новый документ, предложенный авторами законопроекта – проект образования земельных участков, данный проект не содержится в федеральном законодательстве.

Кроме того, проектом предлагается признать утратившим силу пункт 4 статьи 31 ЗК РФ об обязательности информирования органом местного самоуправления лиц, обладающих правами на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Необходимо отметить, что  предлагаемые изменения в отношении защиты интересов правообладателей земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд, могут создать проблемы в предоставлении земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у гражданина, не успевшего оформить свои права по «дачной амнистии». Необходимо отметить, что в пункте 2 статьи 30 ЗК РФ четко установлено, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Попытка изложения выкупной цены и убытков, причиненных изъятием только для собственника, вряд ли обоснована. В случае нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного пользования) в соответствии с предлагаемыми изменениями в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» авторами законопроекта предлагается оценивать не рыночную стоимость объекта изъятия, а рыночную стоимость таких прав, что явно не целесообразно.

Что касается изменений, вносимых в Жилищный кодекс Российской Федерации, то можно отметить следующее: предложенное авторами законопроекта признание утратившим силу части 3 статьи 32, устанавливающее, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вызывает сомнения и опасения, так как является необходимой гарантией для недопущения злоупотреблений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления. Снижение срока направления уведомления (в законопроекте проект соглашения о выкупе) собственнику жилого помещения со дня принятия решения об изъятии жилого помещения с одного года до шести месяцев требует дополнительного обоснования.

Необходимо отметить, что признание утратившим силу положения об обязательности государственной регистрации решения об изъятии жилого помещения будет противоречить пункту 2 статьи 13 Федерального закона 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости производится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Изменение процедуры уведомления собственника жилого помещения о принятии решения об изъятии жилого помещения, а также снижение срока с одного года до шести месяцев и исключение обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования об уплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение требует дополнительного обоснования.

Следует добавить, что законопроект крайне перегружен деталями технического и инструктивного характера, решение тех или иных вопросов сопровождается предоставлением многочисленных документов и материалов, что не является предметом федерального закона.

Председатель Комитета                                                        П.В. Крашенинников

Прочитано 2790 раз Последнее изменение Четверг, 17 Ноября 2011 15:41
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
ТСЖ Дом

На портале ТСЖДом.ру всего за несколько минут Вы можете бесплатно создать полноценный сайт для ТСЖ или ЖСК. Для создания сайта ТСЖ Вам нужно просто зарегистрироваться

Электронное периодическое издание "Информационный портал ТСЖ Дом.ру". Свидетельство: Эл № ФС77-45942 от 22 июля 2011 года.

ТСЖ Дом: Закон Законы, комментарии Проекты законодательных актов З А К Л Ю Ч Е Н И Е Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству