Идет настоящая мансардная война. Жители десятка домов пытаются добиться от городского руководства ответа — по какой причине у них на крышах возводятся "башенки". Чиновники ответа не дают.
Считается, что за возведение мансард в историческом центре города активно ратовал мэр Анатолий Собчак. Уже на исходе петербургского правления в феврале 1996 года им было подписано распоряжение №128 "О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях". Документ позволял регистрировать мансарды как собственность инвестора. Идея была простая: городу необходимо развиваться, в центре катастрофически не хватает свободных площадей, а, следовательно, почему бы не начать обживать чердаки. При удачной реализации программы в Петербурге должно было появиться до 1 млн квадратных метров жилья.
Решение пережило и период губернаторства Владимира Яковлева. Разрешения на переустройство чердаков подписывались и при Валентине Матвиенко. Однако прошло время, чиновники опомнились, что возводятся мансарды не совсем законно. Чтобы построить что-то на чердаке, инвестору было необходимо получить согласие всех собственников квартир дома. Сделать это практически невозможно, ведь кто-нибудь обязательно упирался и говорил "нет". Отказ от общегородской программы не остановил бизнес. Предприниматели, по всей видимости, решили, что они и сами справятся с чердачным вопросом.
Сегодня в Петербурге зафиксировано несколько случаев незаконного мансардного строительства. О нарушении своих прав на доступ к общедомовой территории, коей являются чердачные площади, жалуются жители домов №4 и №11 по Миллионной улице, дома Клейман на Фурштадтской, 17, дома Вебера и дома Сомова на Большой Конюшенной, 13 и 15 соответственно, дома Бернштейна на Каменноостровском, 54.
Проведенный корреспондентом "Росбалта" опрос проблемных домов показал, что везде действует одна и та же схема. Условный предприниматель, он же потенциальный застройщик, непонятным образом получает в проектно-инвентаризационном бюро бумагу, согласно которой несуществующая мансарда уже имеет место быть. При этом кроме чердака в доме ничего нет. С ней он отправляется в суд, где и получает право собственности по факту того, что мансарда уже построена. Между тем чтобы начать реконструкцию здания (а вовсе не его перепланировку), бизнесмену следовало бы посетить и службу строительного надзора, где нужно получить положительное заключение государственной экспертизы о том, что проект не противоречит техническим регламентам, санитарным, пожарным и строительным нормам, а также КГА, который должен выдать градостроительный план земельного участка. Таким образом пока фактически происходит рейдерский захват помещений.
После этого у жильцов начинается "веселая" жизнь. Оказывается перекрытым доступ к расположенным на чердаках инженерным коммуникациям, рядом с подъездом появляется склад строительных материалов, а мигранты-строители вовсе не утруждают себя соблюдением "закона о тишине".
О том, чтобы достучаться до властей, не может быть и речи. Если представители районных администраций, жилищной инспекции, КГИОП либо полицейские и приезжают по тревожным звонкам жильцов на место проводимых работ, то ничего не предпринимают.
Ранее "Росбалт" уже писал о ситуации, которая разворачивается по адресу: улица Миллионная, дом 11. В этом памятнике регионального значения появилась своя нехорошая квартира №109, над которой ведутся работы по возведению мансарды. Воюющая уже не первый год с происходящим в доме произволом жительница Галина Белкова считает, что на законы пенять нечего. Проблем в законодательстве нет, зато они есть в голове у тех, кто должен его исполнять. Ответственность за происходящий в городе мансардный беспредел должна нести власть.
"В настоящее время речь идет о полном бездействии руководства города. Буквально под их крылом происходят массовые махинации с техническими и административными документами. При этом никто не проводит никакого расследования — ни служебного, ни с привлечением правоохранительных органов. Получается, что городское руководство устраивает, что у нас установилась и действует мошенническая схема. Ведь реконструкция здания регулируется одними законами, а перепланировка или переоборудование — другими. Это служебный подлог", — рассказала Белкова.
Елена Киселева из проблемного дома №4 по Миллионной также считает, что основная причина мансардных скандалов в том, что чиновники содействуют "крышеванию" тех людей, которые незаконно ведут стройки. Если бы действующее законодательство действительно соблюдалось, то в "золотом треугольнике" мансардные воины не велись бы, убеждена она.
"Законы у нас прекрасные, но они не исполняются должным образом на местах. Все мансардное строительство в Петербурге незаконно, поскольку никто из застройщиков не получал положительные экспертизы Госстройнадзора. А в итоге страдают дома-памятники, рушатся квартиры", — говорит Киселева.
Еще один тревожный адрес: Фурштатская, 17. Здесь также, как утверждают местные жители, один из предпринимателей пытается захватить помещение под предлогом реконструкции чердака.
Активно борющийся против захвата этого чердака градозащитник Александр Анисимов сначала получал угрозы на телефон, а затем был избит неизвестными и три месяца провел на больничном. Избили Анисимова в центре города, у торгово-развлекательного комплекса "Галерея", где установлены целых девять камер наблюдения, видео с которых по непонятным причинам исчезло.
Как рассказала жена избитого градозащитника Инна Алексеева, когда они покупали для своих родителей квартиру на Фурштатской, то не предполагали, что им придется столкнуться с тем, что переживают сегодня. "Любой человек может подняться и убедиться, что на чердаке ведется активное строительство. Я звонила следователю, просила, чтобы он к нам пришел и удостоверился. Не пришел. В свои 32 года я думала, что у нас хоть какая-то видимость правового государства есть — выходит, что и ее нет. Об обычных жителей просто вытирают ноги. Чтобы нормально жить в этой стране, нужно иметь за своей спиной либо бандитов, либо связи в органах власти", — приходит к горькому выводу Алексеева.
Многие жители дома 17 по Фурштатской улице сегодня чрезвычайно напуганы происходящем. Часть из них решила просто продать квартиры.
Градозащитник Илья Пинигин, занимающийся нарушениями в области общедолевого имущества и градостроительных норм, считает, что в Петербурге сегодня нет властной вертикали, которая бы беспокоилась как о правах жильцов, так и о сохранении архитектурного наследия.
"Коррупционная составляющая в среде надзорных органов, коммунальных служб в вопросе наблюдения за домами видна невооруженным взглядом. В случае малейшей нестыковки с законом требуется прекращать строительство, принимать жесткие меры воздействия на застройщика. А у нас получается, что он по своему разумению может ломать перекрытия и пробивать дыры в потолке, — отмечает Пинигин. — В поднадзорных инстанциях нет согласованности, что может свидетельствовать о коррупции. Даже когда дом пошел трещинами и всем стало понятно, что строительство незаконно, никто из чиновников не несет никакой ответственности. Ее не несут и полицейские, которые обязаны приезжать для пресечения незаконных работ, и сотрудники ЧОП, которые избивают под камеры жильцов".
Между тем, по оценкам экспертов ВООПИиК, сегодня можно говорить о том, что в Северной столице имеется 13 адресов, где ведется незаконное — по "липовым" документам — возведение мансард. А ведь еще есть проекты по углублениям подвалов, пробивке в домах новых входов и выходов. Ими, судя по всему, не интересуется вообще никто. Видимо, пока очередной дом не рухнет.
Александр Калинин
Росбалт, 22/04/2013 19:24