ТСЖ Дом

ТСЖ. Конституция РФ

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция РФ, Статья 40

Публикации Истории из жизни Противодействие рейдерским захватам придомовой территории МКД
Понедельник, 20 Декабря 2010 20:22

Противодействие рейдерским захватам придомовой территории МКД

Автор  Константинов Федор Иванович
Оцените материал
(1 Голосовать)

Галина ПодойниковаПоследние годы «Советский Сахалин» нео­днократно рассказывал об активном сопротив­лении жителей областного центра попыткам ад­министрации города отдать частному бизнесу для точечной застройки земельные участки, рас­положенные впритык к многоквартирным до­мам.

Горожане не согласны мириться с бесцеремон­ным строительством в их дворах.

Они как могут организуют охрану своих интересов: ставят па­латки около стройплощадок, дежурят в них, пре­пятствуя строителям, обращаются с жалобами в органы госнадзора, к депутатам горсобрання и областной Думы, пишут в Москву президенту Д.Медведеву, подают судебные иски.

Успеха удается добиться далеко не всегда, но в последнее время все чаше. Каждый двор бьет­ся с точечной застройкой практически в одиноч­ку, и результаты этой борьбы до последнего времени были незначительными... Однако граждане накапливают все больше ценного опыта ус­пешного противодействия точечной застройке. Для обсуждения этой проблемы газета пригла­сила депутата городского Собрания Южно-Са­халинска Галину ПОДОЙНИКОВУ.

Галина Подойникова известна своим участием в защите прав жителей в инициированных ими су­дебных процессах. Недавно она обратилась с исковым заявлением в областной суд с требова­нием признать противоречащим закону и недей­ствительным закон области от 20 февраля 2008 года № 6-ЗО, посвященный распоряжению зе­мельными участками, государственная собствен­ность на которые не разграничена.

Галина Владимировна, чем вы можете объяснить обострение ситуации в борьбе горожан за придомовые территории?

Я уверена, что проблемы с точечной застройкой в областном центре не случайны. К 1 марта 2013 года по закону завершается бесплатная приватизация жилья, и чиновники торопятся напоследок черпануть из исчезающего источника теневых доходов. К
сожалению, имеются документальные основания полагать, что именно под это «за­точена» реальная политика областных и местных органов власти в сфере земельно-жи­лищных отношений.

Кто же конкретно создает для жителей ситуации, нару­шающие их права?

— Это сегодняшнее министерство имущественных и зе­мельных отношений Саха­линской области - правопреемник бывшего комитета по управлению государственным имуществом области (КУГИ). Ему поручена реализация еди­ной государственной политики в этой сфере. Оно распоряжается земельными участками под строительство в Южно-Сахалинске, государственная
собственность на которые не разграничена.

Это администрация Южно-Сахалинска в лице мэра. ДА-ГУН согласовывает акты вы­бора земельных участков, зак­лючает договоры их аренды под строительство, разрабаты­вает градостроительные пла­ны, оформляет разрешения на строительство, подает заявле­ния для государственного ка­дастрового учета земельных участков, готовит проекты по­становлений мэра по оформлению прав застройщиков и т. п. Мэр подписывает подго­товленные ДАГУНом проек­ты постановлений, наделяя этим застройщиков правами на строительство.

Это службы Росреестра по Сахалинской области, ранее находившиеся в тени. Сегодня они по заявлениям ДАГУНа выполняют госрегистрацию прав на земельные участки, за­нятые многоквартирными до­мами. И делают это, не прово­дя предусмотренной законом проверки сведений в этих заяв-лениях на достоверность и противоречия закону. А зако­ном предусмотрен отказ в осуществлении госрегистрации таких земельных участков.

К сожалению, даже губер­натор оказался на «той» сто­роне. В интервью вашей газе­те, опубликованном в февра­ле 2010 года, он отвечал на вопрос об его отношении к точечной застройке. Оказалось, что он ничего не имеет про­тив точечной застройки, на­оборот, считает ее полезной для улучшения эффективно­сти использования городской земли. Этот ответ противоре­чит известному обществен­ному мнению о незаконнос­ти и социальной опасности такого строительства, потому что оно фактически заверша­ется рейдерским захватом (присвоением) земельного участка как чужого имуще­ства. Губернатор также отме­тился изданием закона обла­сти от 20 февраля 2008 года № 6-ЗО. Этот закон, о кото­ром я расскажу далее, внес свою негативную лепту в фор­мирование государственной политики области в сфере жилищно-земельных отно­шений, заметно ущемившей права горожан.

— Почему вообще возникла эта проблема, в чем заключа­ется интерес властей?

— В России практически за­вершен передел большим бизнесом прав собственности на основные общественные ресурсы (финансы, нефть и газ, основные промышлен­ные объекты и т. п.). Однако оказалось, что в жилищно-коммунальной сфере враща­ются колоссальные финансо­вые средства, поэтому эта сфера в последние годы стала особо привлекательной для чиновников, располагающих административным ресурсом. Российской общественности известно два основных вида рейдерских захвате в (присво­ения) в сфере ЖКХ: захват управления в управляющих компаниях и ТСЖ (цель — сбор жилищно-коммуналь­ных платежей) либо присво­ение общего имущества соб­ственников помещений (квартир), и в первую очередь земельных участков придо­мовой территории. Именно незаконные операции по пе­редаче частному бизнесу прав на строительство в кварталах жилой застройки центра го­рода наиболее привлекатель­ны для чиновников, так как дают быстрый и значитель­ный теневой доход.

Интерес частного бизнеса к строительству магазинов и торговых центров в жилых кварталах тоже понятен: ми­нимальные затраты на инфра­структуру, ведь новый объект врезается в инженерные сети ближайшего многоквартир­ного дома, а еще - гаранти­рованный поток покупате­лей. Американцы не зря ут­верждают, что два метра при­лавка на главной улице при­быльней 30 метров прилавка на боковой. Потому цена квадратного метра для строи­тельства в центре и цена ре­шения этого вопроса для предпринимателя и чиновни­ка весьма высоки. Для Моск­вы известен случай приобре­тения торговой фирмой однокомнатной квартиры у неус­тупчивого гражданина, про­живание которого мешало строительству торгового центра, за 1 миллион долларов.

А областной закон, я так поняла, способствует точечной застройке? Какие его положения вы намерены оспаривать в
суде?

— Я оспариваю закон и по формальным основаниям, и по его смыслу.

Что касается второго... В законе отсутствует пояснение принципа отнесения земель­ного участка к неразграни­ченной государственной собственности. В результате иг­норируется принцип един­ства судьбы объекта недвижи­мости (жилого здания) и зе­мельного участка, занятого этим объектом. Вспомним, что законодательством Рос­сии установлено приватиза­цию жилья обязательно со­провождать одновременной приватизацией и земельного участка, занятого жилым объектом недвижимости.

В пояснительной записке к проекту закона председатель КУГИ области Е. Гах написа­ла, что закон был разработан в целях реализации в области приоритетного национально­го проекта «Доступное и ком­фортное жилье — гражданам России», т. е. федеральной программы. Однако на прак­тике на основании этого зако­на, согласно имеющимся документам, министерство имущественных и земельных отношений области на правах арендодателя передает част­ному бизнесу земельные уча­стки придомовой территории жилых домов под точечную застройку. Аналогичным об­разом применяют закон для регулирования застройки го­рода из средств местного бюд­жета и городское Собрание, и мэр города. Не будем забы­вать, что вся земля, занятая в Южно-Сахалинске много­квартирными жилыми дома­ми, чиновниками предусмот­рительно зарегистрирована в государственном кадастре не­движимости в качестве госу­дарственной собственности...

—  На сегодня список придомовых территорий, принесен­ ных в Южно-Сахалинске в жертву бизнесу, достаточно ве­лик. А с какого дома все нача­лось?

—По известным нам доку­ментам,   первый  договор аренды земельного участка под точечную застройку тор­гового центра был заключен за счет придомовой террито­рии домов № 216 и 218 по ул.

Ленина (ныне в интересах магазина «Жемчужина») председателем комитета по управлению муниципальной собственностью (КУМСа) Южно-Сахалинска С.Рас-путняком, ставшим позднее начальником ДАГУНа и пер­вым вице-мэром города. Уже тогда этот договор аренды был согласован председате­лем КУГИ области Е. Гах.

Чтобы земельный участок мог стать объектом сделки по договору аренды, по закону необходимо его сформиро­вать, т. е. установить его гра­ницы, определить площадь и зарегистрировать в государ­ственном земельном кадаст­ре. При регистрации таких участков в едином государ­ственном земельном реестре правообладателем их ДАГУН указывал Российскую Феде­рацию, однако в госреестр го­сударственного имущества такие земельные участки ни­когда не попадали. То есть из­начально отнесение этих уча­стков к государственной не­разграниченной собственно­сти было фиктивным.

Позднее подобная регист­рация участков земли, заня­той многоквартирными жи­лыми домами, была поставле­на администрацией города на поток. Согласно выпискам из государственного кадастра прав на недвижимое имуще­ство по кадастровому кварта­лу 65:01:0703001 центра Южно-Сахалинска (часть улиц Ленина, Вокзальной, Крюкова, Антона Буюклы, Амурской, Институтской), в качестве правообладателя 57 земельных участков 60 мно­гоквартирных жилых домов тоже указана Российская Фе­дерация.

— То есть эта лакомая часть города уже приготовлена для манипуляций с придомовыми территориями?

— Этот вывод напрашивает­ся сам собой. Существенно, что площади таких участков при их госрегистрации указываются практически под обрез фунда­ментов домов на основании сведений из инвентаризацион­ных описей, а не на основании сведений государственного уче­та жилья и капитальных объек­тов. Это отнюдь не случайно. В 70 — 80-е годы прошлого века проектирование жилья велось поквартально, позднее микро­районами. Площадь земли под фундаментами (именуемая в градостроительстве площадью застройки) не превышала 20 проц. от общей площади квар­тала или микрорайона. Осталь­ная земля отводилась по градо­строительным нормативам под объекты благоустройства дво­ров — озеленение, детские и спортивные площадки, асфаль­тированные проезды, стоянки автомашин жителей, мусорные контейнеры и т. п.

В указанном выше кадаст­ровом квартале центра города общая площадь застройки по­чти шести десятковжилыхдо-мов свыше 45 тыс. кв. м. По­этому госрегистрацией земли только под фундаментами этих домов чиновники рос­черком пера получили в свое распоряжение свыше 150 тыс. кв. м придомовой территории.

Существенно также, что за­кон запрещает госрегистра­цию земельных участков пло­щадью меньше минимально допустимых градостроитель­ных норм. Тем не менее служ­бы Росреестра удивительно послушно соглашаются на предложенную ДАГУНом не­законную регистрацию таких земельных участков, называя ее декларативной (а факти-чески ее следовало бы назвать фиктивной). В кадастровой выписке указывается, что гра­ницы участка не установлены в соответствии с земельным законодательством.

Возникает парадоксальная ситуация, являющаяся насто­ящим подарком для чиновни­ков: земельный участок под жилым домом получил кадас­тровую регистрацию, но све­дения о нем в государствен­ный кадастр прав на недвижи­мое имущество не включены. Для государства (но не для чи­новников администрации го­рода и Минимущества облас­ти) этот земельный участок исчез, испарился из кадастро­вой карты города. Испарились и права собственников квар­тир на земельный участок, за­нятый домом, как на часть об­щего имушества дома. Оказа­лись «съеденными» законные права граждан как пользовате­лей земельного участка на их участие в решении дальнейшей судьбы участка. Согласо-вывать возможность точечной застройки со смежными зем­лепользователями нет необхо­димости, потому что на када­стровой карте города нет тако­го участка, значит, нет у него и соседей... Тем не менее на­личие кадастрового номера позволяет чиновникам этот участок в качестве легального объекта гражданско-правовой сделки передать в аренду для точечной застройки.

В правовом отношении это означает шестилетнее тормо­жение чиновниками приведе­ния земельной политики об­ласти в соответствие с Жи­лищным, Земельным и Граж­данским кодексами России.

Как вы оцениваете резуль­таты борьбы населения за при­домовые территории  и  дворы?

—  Наши горожане, начав защищаться с 2007 года, про­играли немало судебных ис­ков, в том числе и по объек­тивным причинам. Россий-с­кие законы постоянно уто-чняются и изменяются, нередко их нормы противоречат нормам других применимых законов. Потому для победы в судебном споре участнику не­обходимо обладать высокой юридической     культурой. «Творцы» рейдерских захватов виртуозно применяют юриди­чески изощренные приемы манипулирования нормами права. Для противодействия этим приемам важно знать и применять основные принци­пы коллизионного права. Этот раздел права помогает юриди­чески верно выбрать приме­нимость тех или иных норм права в сходных юридических ситуациях. Основные прин­ципы коллизионного права юристам известны: преиму­щество нормы специального закона перед нормой общего закона и преимущество нор­мы более позднего закона пе­ред нормой более раннего за­кона...

Судебный опыт нескольких лет оказался полезным. Сей­час мы знаем, что нет смысла оспаривать в суде промежу­точные этапы получения раз­решения на застройку (выбор земельного участка, заключе­ние договора аренды и т. п.). Вся разрешающая строитель­ство документация обычно согласована чиновниками в надзорных инстанциях, около двух десятков надзорных служб во всех случаях уже ска­зали свое «добро» и добиться запрета стройки практически невозможно. Успеха можно достичь, ограничившись за­щитой в суде нарушенного права собственности жителей {собственников квартир) на общее имущество дома, обяза­тельной частью которого яв­ляется земельный участок, занятый многоквартирным жи­лым домом, а также права го­рожан на благоприятную сре­ду обитания.

Не менее важным оказалось умение подготовить к судеб­ным заседаниям документаль­ные доказательства своей пра­воты, поскольку судебный процессявляется состязатель­ным. Каждая сторона обязана обосновать доказательствами свои требования или возраже­ния, при этом судья является лишь арбитром и никому не обязан помогать.

—  Но победы на этом фронте все-таки есть?

—   Безусловно. Жителями выиграно большинство исков. Властями эти судебные реше­ния оспорены, судебные спо­ры переданы в областной суд, в кассационную инстанцию. Оказалось, что точечную зас­тройку может остановить с по­мощью судебного решения даже один из жителей дома — собственник квартиры, обра­тившийся в суд с иском. ТСЖ «Рябинка» удалось выиграть арбитражный иск по формированию придомовой терри­тории трех домов в центре Южно-Сахалинска (№ 218 и  218а по ул. Ленина и № 84 по Коммунистическому пр.). ДАГУН проиграл с треском иск в трех арбитражных инстанци­ях, не помогло департаменту и обращение с надзорной жалобой в Высший арбитражный суд России!

В пользу жителей разреше­ны иски по застройке терри­тории около дома № 17 по ул. Емельянова и двора между до­мами № 79 по ул. Поповича и № 281 по ул. Ленина. Об этих стройках много писала ваша газета. Недавно поданы в суд иски против возведения трех­этажного здания кафе около дома № 11 по ул. Емельянова и против строительства авто­стоянки (реконструкция мага­зина «Первый семейный» Е. Семеновой) за счет террито­рии домов № 190 и 192 по пр. Мира.

Немного подробнее оста­новлюсь на последнем объек­те. На депутатский запрос в федеральную земельную пала­ту по Сахалинской области был получен ответ, что земельные участки пострадавших домов № 190 и 192 по пр. Мира не числятся в государственном кадастре недвижимости. На­против, участок земли под ма­газин «Первый семейный», ре­конструкцией которого ущем-лены интересы жителей этих домов, не только зарегистри­рован, но уже и приватизиро­ван владелицей магазина. По­лучается, что если земельный участок, занятый домом, не учтен в упомянутом кадастре, то его нет вообще, потому нет и нарушения прав жильцов.

Газета "Советский Сахалин" от 17 декабря 2010 года № 167. Материал прислал Константинов Федор Иванович, г. Южно-Сахалинск.

*) ТСЖДом.ру. См. Постановление Конституционного суда РФ от28.05.2010г. №12-П.

Прочитано 6883 раз Последнее изменение Вторник, 21 Декабря 2010 10:26
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Электронное периодическое издание "Информационный портал ТСЖ Дом.ру". Свидетельство: Эл № ФС77-45942 от 22 июля 2011 года.

ТСЖ Дом: Публикации Истории из жизни Противодействие рейдерским захватам придомовой территории МКД