ТСЖ Дом

ТСЖ. Конституция РФ

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция РФ, Статья 40

Новости Новости ТСЖ Правовые аспекты деятельности САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ( СРО)
Воскресенье, 07 Апреля 2013 18:56

Правовые аспекты деятельности САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ( СРО)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Понятие "саморегулируемая организация" применяется в законодательстве Российской Федерации достаточно давно. Так, Федеральные законы от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусматривают создание саморегулируемых организаций (далее - СРО), но определения указанных организаций в названных законах могут быть использованы только в целях реализации законодательных актов, в которых они содержатся. Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" СРО определяется как некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной задачей обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами СРО. Указанное определение имеет общий характер для аналогичных объединений в различных сферах деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за выполнением проверяемым лицом обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в ред. от 22.07.2008 N 148-ФЗ, далее - Закон N 315-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса, деятельностью этих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (за исключением СРО, указанных в п. 3 ст. 1 Закона N 315-ФЗ).

Поскольку саморегулирование подразумевает разработку и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил, ст. 3 Закона N 315-ФЗ определено, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В соответствии со ст. 2 Закона N 315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

При этом если предпринимательская деятельность определяется ст. 2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, то понятие "профессиональная деятельность" законодательство не содержит. Вместе с тем предпринимательскую деятельность также можно рассматривать как профессиональную, т.е. связанную с осуществлением определенного вида деятельности при наличии соответствующих знаний и квалификации, но для отдельных видов деятельности законом предусмотрена обязательная регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей, а для других такой обязанности не установлено. Так, согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность является предпринимательской и может осуществляться аудиторскими организациями и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. Этим же Законом предусмотрена возможность создания профессиональных аудиторских объединений. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" к профессиональным видам деятельности, в частности, относятся брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и др. К субъектам профессиональной деятельности могут быть также отнесены частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Таким образом, достаточно четкого определения понятия "профессиональная деятельность" законодательство не содержит, и одним из критериев отнесения к субъектам профессиональной деятельности является то, что граждане, осуществляющие такую деятельность, не обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как уже отмечалось, саморегулируемые организации создаются исходя из субъектного состава, вместе с тем объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Статус саморегулируемой организации приобретается с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и соответственно утрачивается с даты исключения сведений из указанного реестра.

Как уже говорилось, Закон N 315-ФЗ содержит отсылки к иным федеральным законам. Так, ст. 5 Закона N 315-ФЗ предусмотрено, что членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным. В то же время в п. 2 этой статьи указано, что федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. В зависимости от видов осуществляемой деятельности членство возможно только в одной СРО или при осуществлении нескольких видов деятельности лицо может быть членом нескольких СРО.

Основные функции, обязанности и права СРО определены в ст. 6 Закона N 315-ФЗ (при этом п. 4 названной статьи предусмотрено, что СРО имеет и иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами).

Учитывая, что Законом N 315-ФЗ не определено, сколько может быть создано саморегулируемых организаций в отношении определенного вида деятельности (например, аудиторской), в части функций СРО следует обратить внимание на пп. 6 п. 1 ст. 6 Закона, в соответствии с которым СРО организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами. На основании пп. 11 п. 1 ст. 7 Закона N 315-ФЗ СРО обязана обеспечить доступ к информации об аттестатах, выданных членам СРО или их работникам по результатам обучения, если СРО осуществляет аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации. В связи с изложенным возникают вопросы: в каком порядке СРО приобретает право проводить аттестацию; на каком основании проводится аттестация не только членов СРО, но и работников - членов саморегулируемой организации (у работников возникают отношения только с работодателем); какова сфера применения выданных аттестатов (например, квалификационный аттестат аудитора, выданный уполномоченным федеральным органом, применяется на территории Российской Федерации).

В соответствии со ст. 10 Закона N 315-ФЗ в случаях, установленных СРО, к ее членам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. При этом неясно, к кому будут применяться указанные меры, если членом СРО является юридическое лицо, - к организации или ее руководителю (например, в части наложения на члена саморегулируемой организации штрафа). Кроме того, действующее законодательство, в частности УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, НК РФ, определяет вид правонарушения, размер штрафа, в том числе минимальный и максимальный, дифференцированный размер штрафа в зависимости от субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо). В Законе N 315-ФЗ приведенные вопросы не решены, не указаны орган, определяющий размер штрафа, а также последствия отказа от добровольной уплаты штрафа.

Статьей 12 Закона N 315-ФЗ определены источники формирования имущества СРО, в том числе за счет регулярных и единовременных поступлений от членов организации. Пунктом 3 данной статьи установлено, что порядок регулярных и единовременных поступлений определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов СРО, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации. При этом непонятно, что понимается под порядком поступлений (вступительные, членские и целевые взносы): только сроки и очередность уплаты указанных средств или также определение их размеров. Неясно также, о каких средствах идет речь в пп. 4 п. 1 ст. 12 Закона N 315-ФЗ: имеются ли в данном случае обязательные отчисления членов СРО (помимо указанных в пп. 1 п. 1 ст. 12) и кто определяет их размер.

Статьей 1 Закона N 315-ФЗ установлено, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в том числе при взаимодействии СРО и их членов и потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг). В соответствии со ст. 13 Закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация вправе применять такие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, как создание системы личного и (или) коллективного страхования, а также формирование компенсационного фонда. Согласно п. 12 ст. 13 данного Закона СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Вместе с тем отношения любого члена СРО в связи с выполняемой им работой (товарами, услугами) регулируются гражданским законодательством, в том числе и в части имущественной ответственности и возмещения морального вреда. Возникает вопрос, следует ли рассматривать возмещение за счет компенсационного фонда как дополнительное к возмещению, вытекающему из гражданско-правовых отношений. Кроме того, если за счет компенсационного фонда предполагается возмещение вреда, причиненного членами СРО, то неясно, почему в соответствии с п. 14 ст. 13 Закона N 315-ФЗ взыскание по обязательствам СРО не может быть наложено на имущество компенсационного фонда.

Следует также обратить внимание на принцип равенства при определении размеров взносов как для юридических лиц, так и для индивидуальных членов СРО: при формировании компенсационного фонда - не менее 3 тыс. руб. для каждого члена (это не определено как разовый платеж); при формировании системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы каждого члена не может быть менее 30 тыс. руб. в год.

Сведения о саморегулируемых организациях содержатся в реестрах СРО. В соответствии со ст. 20 Закона N 315-ФЗ ведение реестров возможно:

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности;

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 315-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ) порядок ведения государственного реестра СРО устанавливает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а размер платы за внесение сведений в указанный реестр и предоставление содержащихся в нем сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем особенности ведения государственного реестра СРО могут устанавливаться федеральными законами.

Следует также обратить внимание на ст. 22 Закона N 315-ФЗ, определяющую взаимодействие саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которая предусматривает возможность проведения проверок уполномоченными федеральными органами исполнительной власти предпринимательской или профессиональной деятельности не самих саморегулируемых организаций, а их членов (в статье предусмотрено, что такие проверки проводятся в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поскольку из текста статьи основания для проверок членов СРО и их предмет не ясны).

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии со ст. 23 Закона N 315-ФЗ государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, можно сделать вывод, что данный Закон является "рамочным" и для его практического применения необходимо принятие дополнительных нормативных правовых актов.

 Источник
Прочитано 3123 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Электронное периодическое издание "Информационный портал ТСЖ Дом.ру". Свидетельство: Эл № ФС77-45942 от 22 июля 2011 года.

ТСЖ Дом: Новости Новости ТСЖ Правовые аспекты деятельности САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ( СРО)