Бездоговорный произвол?
Можно ли жестко контролировать расходы управляющих компаний?
Летом этого года Свердловский районный суд обязал управляющие компании «УК Жилстрой» и «УК Жилстрой 2» вернуть деньги жителям дома N2 5 на Рябиновом проезде. Дело в том, что на протяжении нескольких лет эти компании вели излишние начисления в квитанциях на оплату, хотя не имели на это никакого права.
Свою борьбу сначала с управляющей компанией ООО «УК Жилстрой», а затем с ее преемницей ООО «УК Жилстрой 2» жители дома № 5 ведут уже не один год. Договор на обслуживание дома ООО «УК Жилстрой» заключило в начале 2008 года. Спустя несколько месяцев организация передала свои полномочия ООО «УК Жилстрой 2». Прежний договор, как нам сообщили жильцы дома, не устраивал большинство жителей. На общем собрании люди решили избрать нового старшего по дому и поручили ему заключить новый договор, который бы реально отражал интересы жильцов. Старшим стал Сергей Муругов.
Спустя некоторое время новый договор был готов, но руководство управляющей компании отказалось его подписывать. Еще бы, ведь подпиши они его - и каждый шаг коммунальщиков оказался бы под строгим контролем жителей дома. А это в планы ООО «УК Жилстрой 2», вероятно, не очень-то входило. В результате, как нам рассказал старший по дому, на протяжении почти трех лет управляющая компания обслуживала дом без договора. Оказывается, и такое возможно. Несмотря на отсутствие договора, платежки в почтовые ящики приходили регулярно. И так же регулярно в них стояла графа «содержание», напротив которой красовались весьма солидные цифры.
Собственно, эти цифры, как рассказал нам Сергей Муругов, и приводили в замешательство людей: практически новый дом, по мнению управляющей компании, постоянно требовал ремонта. По закону управляющая компания имеет право забирать себе не более 15 процентов от суммы, указанной в графе «содержание», остальные деньги идут на ремонт, уборку и прочие нужды многоквартирного дома. Но на деле все оказалось несколько иначе.
По словам старшего по дому Сергея Муругова, однажды в подвале проржавела водопроводная труба. Компания отреагировала на неоднократные просьбы жителей и поставила заплатку, правда, надолго ее не хватило. Так или иначе пришлось делать полноценный ремонт водопровода - сделали. Но стоимость работы оказалась, по мнению старшего по дому, чрезмерно завышенной.
- За что с нас взяли такие деньги, - возмущается Сергей Муругов, - за четыре метра новой трубы?
Сомнения возникали и по поводу денег, взимаемых на уборку территории. По словам Сергея Муругова, ежемесячно со счета дома снимали сначала пятнадцать, а затем девять тысяч рублей на зарплату дворника, на самом же деле, заявляет наш собеседник, платили дворнику в несколько раз меньше.
Вызывали вопросы у старшего по дому и платежи за санитарную обработку мусоропровода, который, как он нас заверил, не работал ни дня с момента сдачи дома - все дверцы давно были заварены электроэлектросваркой.
В конце концов наступил день, когда терпение жильцов лопнуло и они на общем собрании решили отказаться от слишком дорогих услуг ООО «УК Жилстрой 2». Случилось это весной 2011 года. По итогам такого решения жильцы в один из дней обнаружили в своих почтовых ящиках платежки, в которых в графе «содержание» значились четырехзначные цифры в пять-шесть тысяч рублей с квартиры, общая сумма по дому, как заверил нас Сергей Муругов, составила более полумиллиона рублей. По его мнению, управляющая компания посчитала «все» свои расходы на содержание дома за последние несколько месяцев и потребовала оплатить их. Во всем цивилизованном мире, в том числе и в части костромских управляющих компаний, принято оплачивать работы и материалы по содержанию дома, что называется, по факту. То есть люди совместно со своей компанией определяют перечень насущных и необходимых работ, составляют смету, и только после этого компания производит работы и выставляет счета.
Александр БАКАНОВ, руководитель Ассоциации собственников жилья и управляющих компаний Костромской области:
- Основная проблема заключается в том, что люди позиционируют себя не как собственники, а как потребители. Жителям дома предложили заключить договор, но, к сожалению, они не смогли найти общий язык с управляющей компанией ООО «Жилстрой». Я против перехода от одной УК к другой, поскольку все наши компании находятся на одном уровне и качество их услуг зависит исключительно от той суммы, которую собирают жители. Не секрет, что порой люди требуют от управляющих компаний невозможного. Хотите получить качественные услуги — платите. Что касается доступа к финансово-хозяйственной деятельности - пожалуйста. Контролируйте, но знаний на это у жителей зачастую не хватает, и начинаются разговоры, что нам кто-то чего-то не дал, не сделал. Я всем говорю: если не получается договориться - идите в суд, решайте проблемы цивилизованно.
В ООО «УК Жилстрой 2», по мнению нашего собеседника, все происходило несколько иначе: компания сама без участия жильцов определяла, что нужно сделать и сколько это будет стоить, а разобраться в хитросплетениях актов, счетов и прочей бумажной казуистике подчас даже подготовленному человеку бывает крайне сложно. Достаточно сказать, что за два года, по словам старшего по дому Сергея Муругова, ему удалось только один раз подписать акт приемки работ. В остальных актах и документах расписывались совершенно другие люди.
Естественно, указанные выше факты - лишь мнение старшего по дому, но за ним стоят жильцы, уполномочившие его отстаивать их интересы перед управляющей компанией. Свое мнение и свои выкладки по поводу того, насколько открыто и честно работают «на его доме» коммунальщики, Сергей Муругов готов отстаивать и доказывать и дальше. Тем более что один суд жильцам его дома уже удалось выиграть.
Для них непонятным было то, на каком основании управляющая компания взимает деньги за услуги РКЦ. Ежемесячно они оплачивали эту услугу в размере 3 процентов от суммы «за содержание», хотя по закону делать это должна сама управляющая компания.
В итоге жители подали на управляющую компанию в суд с требованием вернуть присвоенные деньги.
В июле Свердловский районный суд принял решение обязать ООО «УК Жилстрой» и «УК Жилстрой 2» вернуть жильцам 79511,64 рубля, как необоснованно списанные за услуги РКЦ средства. На этом народ решил не останавливаться.
- Мы готовим новые иски, - говорит Сергей Муругов, -и постараемся доказать, что и остальные деньги, которые мы якобы должны управляющей компании, предъявлены нам для оплаты незаконно.
К сожалению, получить комментарий управляющей компании нам так и не удалось. Как нам стало известно, ее директор Н.Г. Макухина отбыла в отпуск в неизвестном направлении, а заместитель г-жи Макухиной выйти с нами на связь не захотел. Не получили мы ответ и на официальный запрос. То ли стесняются господа предприниматели, то ли действительно сказать в свое оправдание нечего...
Алексей ВОИНОВ
P.S. На наш запрос в государственную жилищную инспекцию Костромской области с просьбой (цитируем) «прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг управляющих компаний ООО «УК Жилстрой» и ООО «УК Жилстрой 2», и сообщить о возможностях вашей организации по недопущению подобных ситуаций впредь» от и.о. начальника этого органа власти Олега Голубева мы получили, на наш взгляд, лишь дежурную отписку в виде цитирования официальных документов:
«В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения договоров с многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях их предоставления и о стоимости данных работ.
Кроме того, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) план работ по содержанию и ремонту общего имущества на срок не менее года;
б) отчет о выполнении годового плана мероприятий».
«Северная правда»
№ 93, 28 ноября 2012 г.