Маргарита Лютова
Vedomosti.ru
10.11.2011
Проблемы, с которыми сталкивается Россия, по масштабам сопоставимы с ее ресурсами, пишет МЭА: потребление энергии в стране происходит крайне неэффективно. По данным за 2010 г., Россия — третий потребитель первичной энергии в мире после Китая и США. За 2000-2009 гг. российский ВВП вырос более чем на 50%, а спрос на энергию — менее чем на 5%. Но гордиться нечем: на реальное повышение энергоэффективности экономики приходится лишь 20% сокращения потребления энергии. Энергоемкость ВВП (потребление на $1 ВВП) снизилась за счет энергоемких производств, но она все равно остается вдвое выше среднего показателя по ОЭСР.
Если бы эффективность использования энергии была сопоставима с показателями развитых стран, Россия могла бы сэкономить свыше 200 млн т нефтяного эквивалента, или 28% своего годового потребления (691 млн т н. э. в 2010 г.). Этого хватило бы, чтобы покрыть годовые потребности в энергии всей Великобритании. Каждый год Россия могла бы экономить 180 млрд куб. м газа, 22 млн баррелей нефти и 50 млн т угля. Это позволит сэкономить около $230 млрд до 2035 г., $100 млрд из них — выгоды рядовых потребителей, сектора услуг и сельского хозяйства.
В 2008 г. президент Дмитрий Медведев взял курс на энергоэффективность: к 2020 г. Россия должна снизить энергоемкость ВВП на 40% по сравнению с 2007 г. В 2010 г. правительство утвердило госпрограмму повышения энергоэффективности: чтобы за 10 лет сэкономить 787 млн т нефтяного эквивалента, нужно потратить 9,5 трлн руб. (8,8 трлн — из внебюджетных источников) — на замену устаревшего оборудования и энергетической инфраструктуры. Потенциал уже утвержденных мер далеко не исчерпан, замечает представитель Минэнерго, разрабатываются и новые документы.
Большинство из запланированного властями находится на самой ранней стадии, говорит МЭА, но главная проблема — институциональная неготовность России. Инвестиции в энергоэффективность окупаются слишком медленно, качество энергетической статистики невысокое, преимущества экономии энергии недостаточно рекламируются, а ощутимый эффект могут дать самые простые меры, советует МЭА.
Потребление энергии в жилом фонде (по методологии МЭА включает еще и потребление государственных учреждений и сектора услуг) будет расти медленнее других — благодаря экономии на бытовом уровне. В пример другим регионам России МЭА ставит Москву: она первой ужесточила требования к строителям, повсеместно устанавливала новые счетчики и рекламировала экономию.
Несмотря на строительный бум (за 10 лет ежегодный прирост площадей составил 3 млн кв. м) и непрерывный рост экономики (в среднем 6% в год), потребление тепла домохозяйствами почти не изменилось, потребление газа росло лишь на 0,3% в год, а потребление горячей воды и вовсе снижалось на 1,4% ежегодно. По госпрограмме повышения энергоэффективности на успехи жилого фонда приходится 19% всей экономии до 2020 г.
Самые большие опасения МЭА связаны с энергопотреблением на транспорте: оно растет быстрее остальных — в среднем на 3,4% в год в 2000-2008 гг. МЭА беспокоит и рост числа автомобилей (если сохранится нынешний тренд — с 220 машин на 1000 человек в 2009 г. до 300 в 2020 г.) при среднем расходе топлива 13 л на 100 км. Показатель стран ОЭСР — 8 л на 100 км, т. е. Россия могла бы сэкономить 12 млн т н. э. в год.
Медленно учатся экономить и российские промышленники: энергопотребление будет расти в среднем на 0,9% в год при самом оптимистическом сценарии. Экономить здесь труднее всего: нужны инвестиции в чистые технологии и обновление основных фондов.
Новое производство петербургского Обуховского завода (входит в Концерн ПВО «Алмаз-Антей») будет потреблять энергии на единицу продукции не менее чем на 30% меньше, чем ранее, сообщил его директор Михаил Подвязников.
«Снизить энергопотребление более чем на 30% совершенно реально. Новые технологии позволяют экономить и больше», — говорит представитель розничной сети Auchan Мария Курносова. По ее словам, в декабре 2009 г. компания открыла два экспериментальных гипермаркета «Радуга» в Пензе и Калуге, спроектированных с применением различных энергосберегающих технологий.
Главным «достижением» государства в части стимулирования энергоэффективности является рост тарифов и платежей за энергоресурсы, говорил в интервью «Ведомостям» председатель наблюдательного совета НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» Михаил Слободин, реальных успехов мало, да и действовать приходится вслепую из-за недостатка статистики.
В подготовке статьи участвовали Александра Крекнина, Алексей Никольский
Эта публикация основана на статье «Минус Великобритания» из газеты «Ведомости» от 10.11.2011, №212 (2978)Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/