В ходе доработки законопроекта ко второму чтению, в Правительстве Российской Федерации были подготовлены поправки к указанному законопроекту, предусматривающие возможность вступления жилищных объединений (ТСЖ, ЖК, ЖСК) в саморегулируемые организации. При этом, несмотря на добровольность предлагаемого положения, деятельность по управлению и обслуживанию жилищного фонда жилищными объединениями ограничивается членством в саморегулируемых организациях, что не согласуется со статьями 30, 35 Конституции Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Более того, в случае исключения жилищного объединения из саморегулируемой организации, такое объединение должно будет заключить договор управления с управляющей организацией, являющейся членом саморегулируемой организации, либо собственники должны принять решение о выборе иного способа управления многоквартирным домом. В противном случае орган местного самоуправления обязан будет провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Я разделяю Ваши опасения относительно возможности наступления неблагоприятных социально-экономических последствий при принятии решения о введении членства жилищных объединений в саморегулируемых организациях и считаю, что данное положение, равно как и другие положения законопроекта, осложнят для собственников процесс управления многоквартирными домами:
1. Ограничение жилищных объединений в управлении и обслуживании жилищного фонда в корне меняет концептуальный подход жилищного законодательства к формированию и развитию института самоуправления граждан в жилищной сфере. Введение института саморегулирования блокирует деятельность жилищных объединений, предлагая два варианта обслуживания своей недвижимости: вступление в саморегулируемую организацию либо заключение договора управления с управляющей организацией, являющейся членом саморегулируемой организации;
2. Чрезмерно завышенные финансовые обязательства членов саморегулируемой организации (вступительные, членские, целевые взносы, взносы в компенсационный фонд в размере от 50 тысяч рублей до двух миллионов рублей, страхование гражданской ответственности), включая и расходы на содержание (в виде взносов) вышестоящей структуры (национального объединения саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами), фактически будут возлагаться на собственников помещений в многоквартирных домах. Представляется весьма сомнительным положение, запрещающее включать расходы на оплату взноса в компенсационный фонд в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которое носит скорее декларативный характер. У жилищных объединений, не занимающихся предпринимательской деятельностью, единственным источником финансирования являются средства собственников помещений, как и у управляющих организаций, осуществляющих единственный вид деятельности по управлению многоквартирными домами, средства которых формируются из платы, вносимой гражданами за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В условиях роста платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, введения обязательной платы за капитальный ремонт в рамках законопроекта № 59728-6 (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов), введения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 258, предлагаемые поправки могут привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям.
3. В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственниками на общем собрании принимается решение о выборе способа управления многоквартирным домом (включая выбор управляющей организации), заключается, изменяется и расторгается договор управления таким домом. Законопроектом предусматривается прекращение договора управления многоквартирным домом с прекращением членства управляющей организации в саморегулируемой организации, что не согласуется с указанными выше нормами жилищного законодательства. Таким образом, нарушается воля собственников помещений в многоквартирном доме в свободном выборе исполнителя работ и (или) оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
4. Также предлагается обязательное создание Национального объединения саморегулируемых организаций, которое будет являться дополнительным звеном, подавляющим инициативу собственников, выраженную в форме жилищных объединений.
Мною были направлены соответствующие обращения в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации. Более того, Ваше обращение направлено Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаку.
Галина Петровна Хованская