1. Подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ:
«3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:
<...>
30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)».
В этом подпункте основная уставная деятельность ТСЖ и ЖСК неправомерно отождествляется с реализацией работ (услуг).
ТСЖ и ЖСК в своей деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в строгом соответствии со ст. 38 и 39 НК РФ не реализуют (не продают) никаких работ и услуг. Простое доказательство этого приведено в конце данного перечня. Следовательно, объекта обложения НДС не возникает. ТСЖ и ЖСК не от чего освобождать.
Рекомендация. Придерживаться позиции: данная норма не имеет никакого отношения к ТСЖ и ЖСК (уметь это доказать).
? Подпункт 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ:
«3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:
<...>
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;
Утверждается, что управляющие организации, ТСЖ, ЖСК предоставляют коммунальные услуги.
Это – принципиальная ошибка, несовместимая с сущностью услуги.
Услуга – особый вид деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и сразу же потребляются в процессе этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Отсюда очевидно, что:
1) услуга всегда направлена только тому, кто ее потребляет;
2) услугу нельзя приобретать, ее можно только потреблять;
3) услугу невозможно перепродавать;
4) производитель и исполнитель услуги – это всегда одно и то же лицо.
Услуги нельзя ни приобретать, ни перепродавать, а можно только потреблять.
Таким образом, подпункт 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ вошел в противоречие с пунктом 5 статьи 38 НК РФ.
Рекомендация. Придерживаться позиции: в общем случае, при отсутствии у ТСЖ, ЖСК, УО производственных объектов, используемых для оказания коммунальных услуг, данная норма не имеет никакого отношения к ТСЖ, ЖСК и УО (уметь это доказать).
? Подпункты 29 и 30 пункта 3 ст. 149 НК РФ (см. выше)
Содержат удивительные по своей надуманности части текста, начинающиеся словами «при условии».
То есть согласно этим нормам от НДС освобождаются только те услуги, которые ТСЖ, ЖСК, УО приобретают (?) у третьего лица, а затем каким-то фантастическим образом оказывают эти услуги своим потребителям. При этом возникает сразу две нелепости: первая – приобретение услуги; вторая – перепродажа услуги.
Рекомендация. Придерживаться позиции: 1) данные нормы противоречат здравому смыслу – услугу невозможно «приобретать», услугу невозможно перепродать; 2) в любом случае услуги предоставляются непосредственно потребителю; 3) ТСЖ, ЖСК, УО могут оказывать коммунальные услуги только при наличии у них соответствующих производственных объектов (тепловые пункты, бойлерные, скважины и пр.); в этом случае для них это предпринимательская деятельность с соответствующими налоговыми последствиями.
? Подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (см. выше)
В реальности никакого освобождения от уплаты НДС нет.
Положения п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ составлены так, что они полностью противоречат преамбуле п. 3, т.е. словам «не подлежат налогообложению». На самом-то деле никакого освобождения от уплаты НДС нет. Если управляющая организация осуществляет содержание и ремонт общего имущества собственными силами, то норма п.п. 30 не действует. Если же управляющая организация нанимает для этого стороннего исполнителя, то ему оплачивается полная стоимость работы (услуги), включающая НДС (ведь на стороннего исполнителя освобождение от НДС не распространяется). Следовательно, и конечный потребитель – граждане будут оплачивать стоимость работ и услуг вместе с суммой НДС, уплаченной стороннему исполнителю. Вот и получается, что никакого освобождения от НДС нет.
? Пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ:
Вот замечательная выдержка из п. 17 ст. 2 этого документа:
«В жилищном секторе потребителями...являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше ... услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме».
Здесь впервые появилась вымышленная концепция приобретения и перепродажи услуг. Кроме того, товариществам, кооперативам и управляющим организациям грубо ошибочно приписывается роль потребителей коммунальных услуг.
Рекомендация. Придерживаться позиции: 1) данная норма противоречит здравому смыслу (содержит немыслимую концепцию перепродажи услуг); 2) данная концепция потребителя противоречит реальной действительности: все технические устройства для приема (потребления) коммунальных услуг принадлежат собственникам помещений и находятся в их пользовании.
? Пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ; часть 15 статьи 161 ЖК РФ:
«1.1. Надлежащее содержание общего имущества ... должно обеспечивать:
<...>
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества ... к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг...».
«15. Организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечают за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме...».
Проникшая в Жилищный кодекс концепция «поставки ресурсов» противоречит не только здравому смыслу, но и нормам статей 128, 454, 455 ГК РФ и статье 39 НК РФ.
Как следует из текста Правил предоставления коммунальных услуг (правительственные постановления № 307 и № 354), под поставляемыми ресурсами («коммунальными» ресурсами) понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, то есть товары. Согласно нормам Гражданского и Налогового кодексов товар – это имущество. В силу ст. 454, 455 ГК РФ товар – это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Точно так же согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
В ст. 128 ГК РФ перечислены следующие объекты гражданских прав:
вещи (имущество);
работы и услуги;
интеллектуальная собственность;
нематериальные блага.
Совершенно очевидно, что коммунальные услуги как объект гражданского права не относятся к вещам (к имуществу), поскольку предоставление коммунальных услуг не сопровождается приращением имущества у потребителя коммунальных услуг. Не происходит и перехода права собственности. А если это так, то коммунальные услуги могут быть отнесены только ко второй группе объектов гражданских прав, т.е. представляют собой именно услуги, оказываемые непосредственно ресурсоснабжающими организациями.
Никаких поставок ресурсов нет. Это выдумка в угоду монополистам. ТСЖ, ЖСК, управляющие организации ничего не получают от организаций коммунального комплекса, в чем легко убедиться по документам бухгалтерского учета указанных организаций.
Рекомендация. Необходимо отстаивать твердую принципиальную позицию: 1) любая услуга, в том числе и коммунальная, направлена непосредственно потребителю от производителя; 2) в рассматриваемых условиях вода, тепло, газ, электричество – это не товары, а неотъемлемые элементы соответствующих коммунальных услуг; 3) говорить надо не о воде, тепле, газе, электричестве, а об услугах водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения; 4) следовательно, не может быть речи ни о каких «поставках»; 5) не подписывать ни одного документа, в котором предоставление коммунальной услуги обзывается несуществующей «поставкой ресурсов».
? Правительственные постановления № 307, № 354
Не существует никаких «коммунальных ресурсов».
Изобретением коммунальных ресурсов авторы Постановления № 307 пытались построить непротиворечивую схему оказания коммунальных услуг, в которой управляющая организация, ТСЖ, ЖСК закупают у организаций коммунального комплекса некие коммунальные ресурсы, и потом, как бы расходуя эти ресурсы, сами оказывают собственникам помещений коммунальные услуги. Схема сплошь вымышленная.
Во-первых, никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал. «Земля» – это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). «Труд» – трудовые ресурсы. «Капитал» – материальные, финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные» – просто выдумка авторов Постановления № 307.
Во-вторых, всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих – на достижение тех или иных общественных благ. Между тем, все то, что разработчиками Постановлений № 307 и № 354 названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д.), никакого запаса у покупателей не образует и, самое главное, - его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется домашними хозяйствами. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях – вовсе не ресурсы.
Рекомендация. Необходимо отстаивать твердую принципиальную позицию: 1) никаких коммунальных ресурсов не существует; 2) не подписывать ни одного документа, в котором упоминаются коммунальные ресурсы; 3) везде слова «коммунальные ресурсы» заменять на правильное - «коммунальные услуги».
? Статья 48 ЖК РФ
Данная статья предписывает собственникам помещений голосовать «долями».
Голосование долями – это проникшее в ЖК РФ недоразумение. Механически перенесли на многоквартирный дом норму, естественную для акционерного общества.
Акционер вкладывает свои средства в уставный капитал акционерного общества для получения дивидендов, пропорциональных вкладу. То есть акционеры не равны в вопросах использования результатов деятельности общества.
В многоквартирном доме все собственники независимо от размера их помещений равны в вопросах пользования общим имуществом, потому что никто не имеет права выделять в натуре свою долю в общем имуществе. Все вопросы, требующие голосования, в конечном счете касаются общего имущества, общественной жизни, и в этих вопросах интересы всех собственников одинаковы.
Поэтому все собственники должны быть равными при голосовании по всем вопросам, касающимся общего имущества.
Неравенство жилищных платежей собственников не имеет к этому вопросу никакого отношения, потому что величина платежа связана с размером индивидуального жизненного пространства, используемого собственником в доме, а не с используемой им частью общего имущества.
Рекомендация: В уставах ТСЖ необходимо сохранить такой же порядок голосования, какой предусмотрен для кооперативов.
? Норма статьи 135 ЖК РФ противоречит норме статьи 161 ЖК РФ
В статье 135 ЖК РФ теперь утверждается, что ТСЖ создается для предоставления коммунальных услуг. Рассматриваемая норма вошла в противоречие с нормой ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг.
Ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющие организации в общем случае никаких коммунальных услуг не предоставляют. У них нет для этого никаких технических средств, профессиональных прав и возможностей.
Это неоднократно указывалось в решениях и постановлениях арбитражных судов. Это подчеркнуто и в Постановлении Пленума ВАС от 5 октября 2007 года, № 57. Это много раз доказывалось в печати и публичных выступлениях.
Только в редких случаях ТСЖ, ЖСК, управляющие организации становятся исполнителями коммунальных услуг, когда в их пользовании имеются объекты инфраструктуры, предназначенные и применяемые для производства коммунальных услуг (тепловые пункты, бойлерные, скважины, насосные станции и пр.).
Рекомендация. Необходимо придерживаться правильной позиции: ТСЖ создается для обеспечения предоставления коммунальных услуг.
? Пункт 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ
Утверждается, что ТСЖ вправе заключать договор управления.
Это ошибка. ТСЖ (ЖСК) – это уже способ управления. Если при этом заключают договор управления с управляющей организацией, то получается нанизывание одного способа на другой, что входит в противоречие с нормой ч. 2 ст. 161 ЖК РФ и неизбежно приводит к вырождению ТСЖ (ЖСК).
Рекомендация: ТСЖ (ЖСК) должны и вполне могут в любом случае оставлять за собой функцию управления, а с управляющей организацией заключать не договор управления, а договор содержания и ремонта общего имущества (договор технического обслуживания).
? Пункт 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ; часть 8 статьи 156 ЖК РФ:
«1. Товарищество собственников жилья вправе:
<...>
3) устанавливать на основе принятой сметы ... размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;».
«8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива ... , связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества ... либо ... кооператива...».
В обеих приведенных выдержках содержится норма, согласно которой ТСЖ (ЖСК) устанавливают для собственников помещений размеры не только взносов, но и платежей в соответствии с их долей в праве общей собственности на общее имущество.
Слово «платежей» здесь – ошибочное.
Легко доказывается (см. доказательство в конце статьи), что в рамках основной уставной деятельности по содержанию и ремонту общего имущества отношения между ТСЖ (ЖСК) и любым собственником – это не отношения купли-продажи, а некоммерческие отношения, регулируемые уставом и направленные на содержание некоммерческой организации и ведение ею своей уставной деятельности.
В этих отношениях, независимо от того, является или нет собственник членом ТСЖ (ЖСК), отсутствуют процедуры реализации, отсутствуют работы и услуги и, следовательно, отсутствуют платежи за выполнение работ и оказание услуг.
Рекомендация: Применительно к несению бремени расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в домах, управляемых ТСЖ (ЖСК), следует во всех документах (в уставе, в учетной политике, в договорах с не членами) употреблять выражение «взносы на» (а не «плата за»).
? Часть 3 статьи 143.1 ЖК РФ:
«3. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
<...>
2) реестр членов товарищества ...»
Данная норма противоречит статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Собственникам помещений в многоквартирном доме дано право ознакомления с реестром членов товарищества, содержащим сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества, т.е. персональные данные.
Ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» обязывает операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.
Рекомендация. Придерживаться нормы, установленной статьей 7 Федерального закона «О персональных данных».
? Часть 6.2 статьи 151 ЖК РФ; пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ; часть 10 статьи 161 ЖК РФ; часть 15 статьи 161 ЖК РФ; части 3 и 4 статьи 165 ЖК РФ
В Жилищном кодексе «коммунальные ресурсы» сохранили под псевдонимом «ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Проникшая в Жилищный кодекс концепция приобретения товариществом, кооперативом, управляющей организацией неких «ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг» - это вопиющая нелепость, выдумка, представляющая собой синоним пресловутых «коммунальных ресурсов», изобретенных в угоду монополистов – ресурсоснабжающих организаций.
Любому экономисту очевидно, что никаких «ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг», под которыми разумеются товары – вода, тепло, электричество, газ, ТСЖ, ЖСК, управляющие организации не приобретают. В этом легко можно убедиться, заглянув в бухучет любой из этих организаций. От ресурсоснабжающих организаций идут не товары, не ресурсы, а коммунальные услуги. Нарочито вносимая путаница между товарами и услугами должна быть устранена.
Ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, конечно, существуют. Это те материальные, трудовые и финансовые ресурсы, которые у себя расходуют организации коммунального комплекса («ресурсоснабжающие») в процессе оказания коммунальных услуг.
Рекомендация. Невзирая на высокий статус Жилищного кодекса, необходимо отстаивать твердую принципиальную позицию: 1) никаких «ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг» ТСЖ, ЖСК, УО не приобретают; 2) не подписывать ни одного документа, в котором навязывается данная концепция; 3) везде слова «ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» заменять на правильное - «коммунальные услуги».
? Части 5 и 6 статьи 155 ЖК РФ
Данными нормами устанавливается различие отношений собственности для членов и не членов ТСЖ (ЖСК).
Это – грубая ошибка.
В доме, управляемом ТСЖ либо кооперативом, отношения собственности не зависят от того, является или не является собственник членом ТСЖ или членом кооператива. У всех собственников расходы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, носят одинаковый экономический характер - это взносы, поскольку процедуры продаж отсутствуют (взносы на содержание и ремонт общего имущества).
Рекомендация. Придерживаться правильной позиции: 1) применительно к несению бремени расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в домах, управляемых ТСЖ (ЖСК), разница между членами и не членами ТСЖ (ЖСК) отсутствует; 2) договоры, заключаемые с собственниками, не являющимися членами ТСЖ (ЖСК), не могут носить возмездный характер.
? Часть 6.3 статьи 155 ЖК РФ
Исключена возможность заключения прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.
Указанная норма разрешает лишь производить прямую оплату. Это – ущемление прав собственников.
У собственников помещений должна быть возможность и должно быть право решать, какой вариант им более подходит: заключение договора между ресурсоснабжающей организацией и товариществом (кооперативом) или заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственниками. Считаться только с позицией монополистов – значит допускать ничем не мотивированное нарушение свободы договора.
Рекомендация. Отстаивать позицию: Закон не может понуждать к заключению одного варианта договора, если возможен иной законный вариант (прямые договоры законны: они применяются при оказании населению услуг телефонной связи, электроснабжения, газоснабжения и др.).
? Часть 1 статьи 162 ЖК РФ
Согласно данной норме договор управления многоквартирным домом заключается с каждым собственником.
Между тем, отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт общего имущества, поскольку он не вправе выделить в натуре свою долю общего имущества (ст. 37 ЖК РФ). Договор управления с отдельным собственником беспредметен. Такой договор может быть заключен только с представителем всех собственников.
Рекомендация: Учитывать, что заключение договоров управления с каждым собственникам представляет собой чистый формализм, влекущий составление актов выполнения работ (услуг) «под копирку».
? Пункт 2 статьи 251 НК РФ
Данный пункт внутренне противоречив.
В этом пункте, с одной стороны, фигурирует норма:
«При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления.... К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности...».
С другой стороны, в этом же пункте читаем:
«К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, ... а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, содово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами».
Совершенно непонятно, почему из всех взносов, направляемых на содержание и ведение уставной деятельности перечисленных некоммерческих организаций, выделены и представлены в данном подпункте только отчисления на формирование резерва на ремонт общего имущества. Получается, что все прочие части взносов целевыми поступлениями не являются? Во всех нормативных документах мы сотни раз встречаем словосочетание «содержание и ремонт общего имущества». Очень хотелось бы услышать внятные аргументы в пользу того, что средства на ремонт – это целевые поступления, а средства на содержание – нет.
Рекомендация. Придерживаться твердой принципиальной позиции: 1) все поступления товариществу (кооперативу) от членов ТСЖ (ЖСК) на содержание и ремонт общего имущества признаются целевыми поступлениями; 2) аналогичные поступления от не членов признаются взносами на содержание и ремонт общего имущества и отражаются в бухгалтерском учете в виде встречных обязательств ТСЖ (ЖСК).
Доказательство
отсутствия реализации в уставной деятельности ТСЖ и ЖСК
На основе действующего законодательства легко доказывается, что в рамках уставной деятельности ТСЖ (ЖСК, ЖК) нет реализации, поэтому работы и услуги отсутствуют.
Работы и услуги неразрывно связаны с реализацией. Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.
В обоих определениях необходимым атрибутом выступает реализация, т.е. процедура продажи. Следовательно, если нет реализации, то нет ни работ, ни услуг.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Здесь ключевой элемент – наличие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое – исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (см. также статьи 454, 702, 779 ГК РФ).
Несложный анализ приводит нас к доказательству того, что во взаимоотношениях между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений отсутствуют продажи.
Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли в общем имуществе, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Если, например, ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества (лифт, сантехника и т.п.), то это делается не для какого-то конкретного собственника, а для всех собственников в многоквартирном доме. Договор ТСЖ (ЖСК) с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе является беспредметным. Договор может быть заключен только на все общее имущество в многоквартирном доме. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно ч. 8 ст. 138 Жилищного кодекса является само ТСЖ (или ЖСК). Получается, что ТСЖ является заказчиком и оно же является исполнителем, т.е. другое лицо, а, следовательно, и признаки реализации, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ, отсутствуют.
Данное доказательство означает, что в рамках своей основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) не выполняет для собственников помещений никаких работ и не оказывает им никаких услуг. Следовательно, средства на содержание и ремонт общего имущества, поступающие товариществу (кооперативу) от собственников помещений, не могут признаваться выручкой от реализации работ (услуг). Это – предусмотренные законом и уставом взносы на содержание и ремонт общего имущества, не имеющие никакого отношения к коммерческой деятельности.
Данное доказательство означает также, что экономический характер взносов не зависит от того, является или не является собственник членом ТСЖ (ЖСК).
И.А.Фельдман,
профессор кафедры экономики и предпринимательства МИИГАиК,
председатель Экспертного совета по методологии бухучета в некоммерческих
организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.