ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Российской Федерации
от ________ 2012 г. № _______
Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора
На основании пункта 161 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного жилищного надзора.
2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2566; 1995, № 10, ст. 894; 1997, № 42, ст. 4788;2006, № 7, ст. 786).
4. Министерству регионального развития Российской Федерации
в трехмесячный срок утвердить методические рекомендации законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию осуществления муниципального жилищного контроля и порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля
с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, а также методические рекомендации органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия, установленные частью 11 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение возложенных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации на такие органы полномочий с учетом выполнения
до 1 марта 2013 г. проверок, предусмотренных частью 4 статьи 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений
в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
Порядок
осуществления государственного жилищного надзора
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления государственного жилищного надзора (далее - Порядок) определяет требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
2. Государственный жилищный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора). Региональный государственный жилищный надзор не может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Под государственным жилищным надзором понимается деятельность органов государственного жилищного надзора, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных
в соответствии с жилищным законодательством, законодательством
об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо
от его форм собственности требований (далее - обязательные требования) к:
а) к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
б) признанию помещений жилыми помещениями, исключению жилых помещений из жилищного фонда, признанию жилых помещений непригодными для проживания, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии
с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
в) учету жилищного фонда;
г) порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
д) определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
е) выбору способа управления многоквартирными домами;
ж) управлению многоквартирными домами;
з) результатам выполнения лицами, осуществляющими управление, содержание и ремонт многоквартирными домами (в том числе, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, осуществляющими управление многоквартирными домами жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственников помещений в таком доме, далее - лица, осуществляющие управление многоквартирными домами), услуг
и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов
и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
и) установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
к) раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
л) созданию и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, соблюдению прав
и обязанностей их членов;
м) предоставлению коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
н) созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
о) определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
п) обеспечению энергетической эффективности жилых домов
и многоквартирных домов;
р) оснащению жилых домов и многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов и их эксплуатации;
с) другие требования, установленные жилищным законодательством
и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
4. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан
по выполнению обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований;
г) анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, и гражданами своей деятельности.
5. В целях обеспечения государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора:
а) принимают ежегодно направляемые товариществами собственников жилья копии реестров членов товарищества;
б) принимают от товариществ собственников жилья в случае внесения в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества
и секретарем общего собрания членов товарищества: копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества
с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений;
в) осуществляют прием и учет уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирных домах;
г) осуществляют другие действия, предусмотренные федеральными законами и постановлениями правительства Российской Федерации.
II. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по регулированию порядка осуществления государственного жилищного надзора
6. Органы государственного жилищного надзора осуществляют государственный жилищный надзор в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, установленных настоящим Порядком.
В случае несоответствия положений порядка осуществления государственного жилищного надзора, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, положениям настоящего Порядка применяются положения настоящего Порядка.
7. В соответствии с частью 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 41 и 42 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункты 17 и 23 настоящего Порядка).
8. Порядок осуществления государственного жилищного надзора, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Порядка должен, в частности, включать:
а) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного выполнять функции органа государственного жилищного надзора;
б) подчинение органа государственного жилищного надзора высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) организационную структуру органа государственного жилищного надзора;
г) полномочия органа государственного жилищного надзора;
д) функции органа государственного жилищного надзора;
е) порядок деятельности органа государственного жилищного надзора;
ж) перечень должностей лиц (государственных жилищных инспекторов субъекта Российской Федерации), которые уполномочены осуществлять региональный государственный жилищный надзор. К таким должностным лицам, в частности, могут относиться: руководитель органа государственного жилищного надзора, заместители руководителя органа государственного жилищного надзора, начальники отделов органа государственного жилищного надзора, государственные жилищные инспекторы, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного жилищного надзора;
з) полномочия должностных лиц органа государственного жилищного надзора;
и) порядок информирования о результатах проводимых органами регионального государственного жилищного надзора проверок, состоянии соблюдения жилищного законодательства и законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и об эффективности регионального государственного жилищного надзора;
к) порядок разработки закона субъекта Российской Федерации
о порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля
и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия, установленные частью 11 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с органами государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации;
л) требования к повышению квалификации государственных жилищных инспекторов субъекта Российской Федерации;
м) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с саморегулируемыми организациями организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, содержание
и ремонт общего имущества в многоквартирных домах или иными объединениями таких организаций, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
н) другие положения, предусмотренные настоящим Порядком.
III. Требования к полномочиям должностных лиц органов государственного жилищного надзора
9. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право:
а) запрашивать на безвозмездной основе на основании мотивированных письменных запросов и получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения
и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования в многоквартирных домах, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и жилые дома;
в) проводить обследования территорий и расположенных на них многоквартирных и жилых домов, помещений общего пользования
в многоквартирных домах, а с согласия собственников - жилых домов
и жилых помещений в многоквартирных домах, а также проводить необходимые исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие проверки выполнения обязательных требований;
г) по обращениям или заявлениям собственников помещений
в многоквартирном доме проверять, в частности:
правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья;
соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, председателя правления товарищества или кооператива и других членов правления товарищества или кооператива;
правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья, решения о выборе управляющей организации, в целях заключения
с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
правомерность утверждения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления многоквартирным домом;
правомерность утверждения правлением товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, условий договора управления многоквартирным домом, заключаемого таким товариществом или кооперативом;
правомерность заключения договора управления многоквартирным домом;
д) выдавать предписания, в частности:
о прекращении нарушений обязательных требований, указанных
в пункте 3 настоящего Порядка;
об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок;
о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
е) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка и о других административных правонарушениях, если их должности включены в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждаемый в соответствии законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации;
ж) рассматривать в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и от имени органа государственного жилищного надзора применять по таким делам административные наказания;
з) принимать меры по предотвращению нарушений обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
и) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные
с нарушениями обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
10. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
IV. Требования к рассмотрению обращений или заявлений
по вопросам выполнения обязательных требований
11. Обращения и заявления граждан в орган государственного жилищного надзора по вопросам выполнения обязательных требований, должны быть рассмотрены органом государственного жилищного надзора
в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
12. Подача заявлений граждан или организаций по вопросам выполнения обязательных требований в орган государственного жилищного надзора в электронном виде осуществляется посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте такого органа в сети Интернет. Подаваемое через автоматизированную систему заявление составляется путем заполнения полей предложенного заявления. К такому заявлению заявителем могут прилагаться копии документов в электронном виде, фотографии, файлы. Заявления граждан или организаций в орган государственного жилищного надзора подаются в письменном
или электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующим порядок обращения граждан в государственные органы.
13. Устные обращения граждан и представителей организаций могут быть сделаны при личном приеме граждан в органе государственного жилищного надзора при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина и полномочий представителя организации.
14. Порядок осуществления государственного жилищного надзора, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации должен устанавливать порядок получения
и рассмотрения органом государственного жилищного надзора обращения или заявления в форме электронного документа, заполняемого
на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети Интернет, который, в частности, должен включать:
а) порядок регистрации обращения или заявления в день поступления;
б) порядок сообщения заявителю по электронной почте в течение двух рабочих дней со дня поступления обращения или заявления:
дату и время поступления обращения или заявления;
присвоенный регистрационный номер обращения или заявления;
должности, фамилии, имя и отчество должностных лиц органа государственного жилищного надзора, ответственных за прием обращений или заявлений и документов в электронном виде и рассмотрение обращения или заявления, а также адреса их электронной почты и номера телефонов;
адрес страницы официального сайта такого органа в сети Интернет,
на котором размещается вся информация о поступлении и рассмотрении обращения или заявления;
в случае отказа в рассмотрении обращения или заявления – правовые основания для отказа и информацию, способствующую разрешению проблем, являющихся предметом обращения или заявления, в том числе, действия для устранения причин для отказа в рассмотрении обращения
или заявления, электронный и почтовый адрес органа, уполномоченного рассматривать обращение или заявление;
электронный и почтовый адреса, а также телефоны службы технической поддержки официального сайта такого органа в сети Интернет;
в) порядок приобщения к поступившему обращению или заявлению новых документов и материалов на бумажном носителе или в электронном виде, относящихся к обращению или заявлению заявителя, поступивших
от заявителя и иных лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан) с размещением копий таких документов
в электронном виде на странице, указанной в абзаце пятом подпункта «б» настоящего пункта, с сообщением об этом заявителю;
г) порядок регистрации всех прилагаемых к обращению или заявлению документов, фотографии, файлов.
15. По результатам рассмотрения обращения или заявления руководитель органа государственного жилищного надзора либо заместитель руководителя органа государственного жилищного надзора направляет заявителю ответ по существу обращения, в котором должны быть указаны:
а) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по обращению или заявлению;
б) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подавших обращение или заявление, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
в) краткое изложение обращения или заявления по существу;
г) обоснование принятого решения. В случае признания обращения
или заявления необоснованного полностью или частично и отказа
в удовлетворении обращения или заявления излагаются мотивы отказа;
д) принятое по обращению или заявлению решение и перечисление мер, принятых в целях устранения выявленных нарушений;
е) сведения о порядке обжалования принятого решения.
16. Ответ, указанный в пункте 15 направляется заявителю
по окончании рассмотрения обращения или заявления по существу обращения в письменной форме по почтовому адресу, указанному
в обращении или заявлении, а при получении от заявителя заявления в форме электронного документа - в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. К ответу прилагаются копии выданных предписаний, протоколов об административных правонарушениях и другие документы, предусмотренные настоящим Порядком.
V. Требования к проведению проверок органами государственного жилищного надзора
17. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые проверки.
Под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного жилищного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в том числе, лиц осуществляющих управление многоквартирными домами) и граждан мероприятий
по контролю соответствия обязательным требованиям результатов осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), выполняемых работ и предоставляемых услуг.
18. Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющие управление многоквартирными домами, и гражданами обязательных требований (пункт 3 настоящего Порядка).
19. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного жилищного надзора в соответствии
с их полномочиями ежегодных планов. Подготовка, утверждение, доведение до сведения заинтересованных лиц и согласование с органами прокуратуры указанных планов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
а) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии
с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;
б) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего управление многоквартирными домами.
21. Плановая проверка выполнения обязательных требований лицами, указанными в подпункте «а» пункта 20 настоящего Порядка, проводится
в отношении не менее чем десяти процентов от общего числа многоквартирных домов, управление, содержание или ремонт которых осуществляет такое лицо. При этом плановая проверка проводится в первую очередь в отношении многоквартирных и жилых домов, имеющих более ранние даты ввода в эксплуатацию или проведения комплексного капитального ремонта или реконструкции и предполагаемую высокую степень износа, а также в отношении которых в орган государственного жилищного надзора поступило большее количество обращений
или заявлений от граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
22. Плановая проверка может проводиться по месту нахождения лиц, осуществляющих управление, содержание и ремонт многоквартирными домами, и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг
и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирных домах (выездная проверка). Проверка сведений, содержащихся в документах указанных лиц, относящихся к предмету проверки, может проводиться по месту нахождения органа государственного жилищного надзора (документарная проверка).
23. Плановая проверка лиц, осуществляющих управление, содержание и ремонт многоквартирными домами, не может проводиться в отношении многоквартирных домов, сроки действия договоров управления
или договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ
по ремонту общего имущества в которых оканчиваются ранее, чем через один месяц. Перечень указанных многоквартирных домов уточняется органом государственного жилищного надзора у организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, при проведении предыдущих плановых и внеплановых проверок.
24. Срок проведения каждой из выездной или плановой проверок, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, не может превышать двадцать рабочих дней.
Орган государственного жилищного надзора при организации
и проведении проверок и осуществлении взаимодействия с другими органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля учитывать предельный общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства
не дольше пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
25. В исключительных случаях (проведение большого объема исследований, измерений, испытаний, расследований и экспертиз)
на основании мотивированного решения руководителя органа государственного жилищного надзора либо заместителя руководителя органа государственного жилищного надзора срок проверки может быть продлен,
но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
26. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона
от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является:
а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими управление многоквартирным домом или содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поступление в органы государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации (письменного запроса)
от органов государственной власти, органов местного самоуправления,
из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
в) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного жилищного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки
в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
27. В соответствии с основания, указанные в части 42 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является:
а) поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к:
порядку принятия общим собранием собственников помещений
в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья;
уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям;
порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения
с такой организацией договора управления многоквартирным домом;
порядку утверждения условий такого договора и его заключения;
б) нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве предмета договора управления многоквартирным домом.
28. Внеплановая проверка по снованиям, указанным в пунктах 26 и 27 настоящего Порядка, проводится без согласования с органами прокуратуры
и без предварительного уведомления проверяемых лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, о проведении такой проверки.
29. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном федеральным законом с учетом особенностей, указанных в пунктах 7, 26 и 27 настоящего Порядка.
30. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распоряжений или приказов органа государственного жилищного надзора
в соответствии с типовой формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
При этом в распоряжении или приказе органа государственного жилищного надзора о проведении проверки указывается перечень многоквартирных и жилых домов, в отношении которых проводится проверка, а в случае проведения проверок результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления - перечень нормативных правовых актов, в отношении которых проводится проверка.
31. При проведении плановой проверки лица, осуществляющего управление многоквартирными домами, результаты деятельности которых проверяются, должны быть уведомлены об этом в письменном виде
или по электронной почте не позднее чем в течение трех рабочих дней
до начала проведения указанной проверки посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного жилищного надзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении
или иным доступным способом.
32. Копия приказа (распоряжения) о проведении проверки, заверенная печатью органа государственного жилищного надзора, издавшего приказ, предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, уполномоченному должностному лицу органа государственной власти
или органа местного самоуправления, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю, осуществляющему управление многоквартирными домами, либо гражданину одновременно со служебным удостоверением.
33. Проверка может проводиться только теми должностными лицами органа государственного жилищного надзора, которые указаны в приказе (распоряжении) о ее проведении.
34. Проверки органа государственного жилищного надзора проводятся при участии уполномоченных представителей проверяемых лиц, а в случае проверки результатов деятельности (действий) гражданина - при участии такого гражданина или его представителя.
35. Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны предоставить по требованию государственных жилищных инспекторов субъекта Российской Федерации, участвующих в проверке, необходимую документацию, информацию, доступ к точкам проведения испытаний (измерений), а также обеспечить выполнение требуемых испытаний (измерений) в отношении элементов жилого дома или общего имущества в многоквартирном доме.
36. При проведении плановых и внеплановых проверок результатов деятельности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или содержание и ремонт многоквартирных домов, в частности, осуществляются:
а) анализ документов, в которых отражается выполнение обязательных требований (в частности актов осмотра элементов общего имущества
в многоквартирном доме, актов приема выполненных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
б) обследования территорий и расположенных на них многоквартирных домов, включая их оборудование, помещений общего пользования в многоквартирных домах;
в) измерения (определение, исследование) физических свойств
и параметров, отражающих фактическое состояние элементов общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных ресурсов;
г) запись и документальное подтверждение показаний специальных технических средств и оформление этих показаний по формам, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
д) исследования и испытания элементов общего имущества
в многоквартирном доме;
е) экспертизы (в том числе с привлечением специализированных организаций):
ж) расследования, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований
с фактами причинения вреда.
37. При проведении проверок выполнения обязательных требований гражданами осуществляются:
а) обследования территорий и расположенных на них многоквартирных домов, включая их оборудование, помещений общего пользования
в многоквартирных домах, а с согласия собственников - жилых домов
и жилых помещений в многоквартирных домах;
б) определение (исследование) физических свойств и параметров, отражающих фактическое состояние элементов жилых помещений (в том числе, элементов жилых домов), общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных ресурсов;
в) запись показаний специальных технических средств и оформление этих показаний по формам, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
г) исследования и испытания элементов жилых помещений (в том числе, элементов жилого дома) и общего имущества в многоквартирном доме;
д) экспертизы (в том числе с привлечением специализированных организаций):
е) расследования, направленные на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований
с фактами причинения вреда.
38. По решению руководителя органа государственного жилищного надзора могут привлекаться эксперты и экспертные организации
для проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам проведения проверок. Привлечение органами государственного жилищного надзора к проведению проверок экспертов и экспертных организаций осуществляется
в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи
с участием в проверках расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
39. По результатам проведения проверки должностными лицами органов государственного жилищного надзора, осуществляющими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
К акту проверки прилагаются протоколы, отбора образцов продукции (в том числе, коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг), проб обследования объектов окружающей среды
и объектов производственной среды в пределах общего имущества
в многоквартирном доме, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и (или) деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания
об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
40. Акт проверки визируется руководителем органа государственного жилищного надзора или заместителем руководителя органа государственного жилищного надзора, издавшего приказ (распоряжение)
о проведении проверки. Виза включает в себя наименование должности руководителя органа государственного жилищного надзора или его заместителя, личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
41. Один экземпляр акта проверки направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается
к экземпляру акта проверки, остающемуся в деле органа государственного жилищного надзора или вручается руководителю организации, осуществляющей управление, содержание и ремонт многоквартирного дома или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям. Копия экземпляра акта проверки, остающегося в деле органа государственного жилищного надзора, направляется заявителю почтовым отправлением или вручается ему под расписку.
VI. Требования к содержанию проверки выполнения обязательных требований
42. При проведении проверок результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления осуществляются:
а) анализ соблюдения компетенции и полномочий по принятию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения и отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
б) проверка соответствия принятых нормативных правовых актов, связанных с предметом государственного жилищного надзора (пункт 3 настоящего Порядка), требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
в) проверка своевременности проведения открытых конкурсов
по отбору управляющих организаций в порядке и в случаях, установленных Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75;
г) проверка соблюдения обязательных требований к отнесению помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда, учету жилищного фонда;
д) проверка соблюдения обязательных требований к признанию жилых помещений непригодными для проживания, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии
с утвержденным Правительством Российской Федерации положением;
е) проверка соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений в соответствии
с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) проверка соблюдения обязательных требований к установления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с утвержденными Правительства Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме:
з) проверка соблюдения обязательных требований к признакам общего имущества в многоквартирном доме при отнесении к государственной
и муниципальной собственности нежилых помещений в многоквартирных домах в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2 – 9 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491;
и) проверка выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления иных обязательных требований, установленных пунктом 3 настоящего Порядка.
43. При проведении органом государственного жилищного надзора проверок правомерности принятия решений о создании товариществ собственников жилья применяются нормы федеральных законов и иных правовых актов, действующие в момент создания соответствующих товариществ.
44. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности принятия решения о создании товарищества собственников жилья, в частности, проверяется:
а) наличие кворума на общем собрании собственников помещений
в многоквартирном доме или на общих собраниях лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
б) наличие у собственников помещений в многоквартирном доме, создавших товарищество, более пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме,
а при проверке создания товарищества собственников жилья в строящемся многоквартирном доме наличие у лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме, более пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, приходящихся на жилые и нежилые помещения, в отношении которых застройщиком заключены договоры долевого участия в строительстве и иные договоры, являющиеся основанием для приобретения права собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме, если иное количество голосов не требовалось
в соответствии законодательством Российской Федерации, действующем
на день создания соответствующего товарищества. При этом голоса, приходящиеся на помещения, в отношении которых застройщиком еще
не были заключены договоры долевого участия в строительстве и иные договоры, являющиеся основанием для приобретения права собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме, при проверке правомерности принятия решений о создании товариществ собственников жилья не учитываются.
45. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности принятия общим собранием собственников помещений
в многоквартирном доме или на общем собрании лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме, решения о создании товарищества собственников жилья анализируется содержание решения такого общего собрания, а также осуществляется выборочная проверка подтверждения сведений, указанных
в таком решении, оформленном протоколом общего собрания, частью граждан (не менее пяти процентов), которые указаны в протоколе общего собрания как принимавшие в нем участие.
46. При проверке органом государственного жилищного надзора соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации устанавливается соответствие проверяемого устава с учетом внесенных в него изменений положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, действующим на день проверки.
47. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, членов правления товарищества
или кооператива, а в случаях, предусмотренных уставом товарищества
или кооператива, также избрания председателя правления товарищества
или кооператива, устанавливается кворум соответствующего общего собрания и количество голосов, поданных за избрание членов правления
и председателя правления товарищества или кооператива. Такая проверка осуществляется на основании заверенных председателями товариществ собственников жилья и соответствующего кооператива копий решений общих собраний, а также путем подтверждения частью членов товарищества или кооператива, которые указаны в протоколе общего собрания
как принимавшие в нем участие.
48. При проверке органом государственного жилищного надзора создания товарищества собственников жилья, созданного собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, наличие требуемых кворума и количества голосов на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме проверяется в каждом многоквартирном доме, входящем в состав такого товарищества.
49. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности принятия общим собранием собственников помещений
в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации
в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом
в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации анализируется содержание решения такого общего собрания, а также осуществляется выборочная проверка подтверждения сведений, указанных
в таком решении, оформленном протоколом общего собрания, частью граждан, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме (не менее пяти процентов), которые указаны в протоколе общего собрания как принимавшие в нем участие.
50. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности решений об утверждении общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления многоквартирным домом анализируется содержание решения такого общего собрания, а также осуществляется выборочная проверка подтверждения сведений, указанных в таком решении, оформленном протоколом общего собрания, частью граждан, являющихся собственников помещений
в многоквартирном доме (не менее пяти процентов).
51. Проверка органом государственного жилищного надзора правомерности принятия на общих собраниях собственников помещений
в многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья или лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения
в строящемся многоквартирном доме, решений по вопросам, указанным
в пунктах 44 – 50 настоящего Порядка, осуществляется путем анализа порядка принятия решений и содержания протоколов данных общих собраний, а также путем выборочной проверки подтверждения частью граждан, указанных в проверяемых протоколах общих собраний как принимавших участие в таких собраниях, сведений, указанных в таких решениях, оформленных протоколами общих собраниях.
52. При выявлении органом государственного жилищного надзора неподтверждения пятью и более процентами граждан, указанных в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
или общего собрания членов товарищества собственников жилья, или общего собрания лиц, которым будет принадлежать право собственности
на помещения в строящемся многоквартирном доме, своего участия в общем собрании, на котором принималось решение по вопросам, указанным
в пунктах 44 – 50 настоящего Порядка, или при искажении их решения
при голосовании по таким вопросам орган государственного жилищного надзора в рамках проверки проводит расследование с целью выяснения:
а) наличия или отсутствия кворума на соответствующем общем собрании;
б) при наличии кворума - соответствие количества голосов (долей участия), принадлежащих лицам, голосовавшим на общем собрании, количеству голосов, установленному жилищным законодательством
для принятия решений по соответствующим вопросам.
53. При выборочной проверке органом государственного жилищного надзора подтверждения гражданами указанных в проверяемых протоколах общих собраний сведений от граждан могут быть получены письменные объяснения или заполнены опросные листы по форме, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Акт результатов расследования оформляются
в произвольной форме, если иное не установлено высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные письменные объяснения, опросные листы и акт результатов расследования приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в деле органа государственного жилищного надзора.
54. Если в результате расследования установлено, что на общих собраниях, указанных в пункте 52 настоящего Порядка, отсутствует кворум, то орган государственного жилищного надзора фиксирует в акте проверки, что соответствующее общее собрание собственников помещений
в многоквартирном доме неправомочно.
55. Если в результате расследования установлено, что на общих собраниях, указанных в пункте 52 настоящего Порядка, кворум есть,
но при голосовании по вопросам, рассматриваемым на таких общих собраниях, отсутствует установленное жилищным законодательством
для принятия решений по соответствующим вопросам количество голосов,
то орган государственного жилищного надзора фиксирует в акте проверки, что соответствующее решение общего собрания по таким вопросам, поставленным на голосование, не принято.
56. В случае если при проверке органом государственного жилищного надзора выяснилось, что товарищество собственников жилья создано
с нарушением порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации (отсутствие кворума общего собрания, указанного в пункте 44 настоящего Порядка, или при отсутствие необходимого количества голосов для принятия решения по вопросу о создании товарищества собственников жилья или утверждении его устава), но с момента проверки органом государственного жилищного надзора и до признания судом недействительным такого собрания или решения собрания, решение
о создании товарищества собственников жилья подтверждено надлежащим повторным решением соответствующего общего собрания,
в многоквартирном доме реализуется способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (членам товарищества собственников жилья принадлежит более пятидесяти процентов голосов
от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества собственников жилья выбраны правление товарищества и ревизионная комиссия, утверждены устав товарищества, смета доходов и расходов на год и на основе такой сметы установлены размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме), то орган государственного жилищного надзора фиксирует в акте проверки отсутствие нарушений создания товарищества и не вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья.
57. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности решений об утверждении правлением товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, условий договора управления многоквартирным домом, заключаемого таким товариществом
или кооперативом, в протоколе соответствующего заседания правления товарищества или кооператива, в частности, проверяется внесение в повестку для заседания правления вопроса об утверждении условий договора управления многоквартирным домом, наличие большинства голосов членов правления товарищества или кооператива за утверждение условий договора управления многоквартирным домом, подлинность подписей председателя правления товарищества или кооператива и секретаря заседания правления товарищества или кооператива, а также соответствие приложенного
к протоколу заседания правления товарищества или кооператива утвержденного договора подписанному договору.
58. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности заключения договора управления многоквартирным домом при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, проверяется:
а) соответствие условий договора управления, подписанного собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией, условиям договора управления, указанным в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом подписание договора управления собственниками помещений
в многоквартирном доме до проведения общего собрания собственников помещений в таком доме не допускается;
б) соответствие условий заключенного договора управления, подписанного собственниками помещений в многоквартирном доме
и управляющей организацией, требованиям частей 2, 3, 4 и 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации правилам предоставления коммунальных услуг и правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, действующих на день заключения договора управления;
в) подписание договора управления многоквартирным домом необходимым количеством собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей в день заключения договора управления. Данная проверка проводится и оформляется в порядке, установленном пунктом 53 настоящего Порядка.
59. При проверке органом государственного жилищного надзора правомерности заключения договора управления многоквартирным домом
по результатам проведения органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, открытого конкурса по отбору управляющей организации, в частности, проверяется:
а) соответствие условий договора управления, подписанного собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией, условиям договора управления, определенного в результате проведения указанного открытого конкурса по отбору управляющей организации;
б) выполнение обязательных требований подпунктов «б» и «в» пункта 58 настоящего Порядка.
60. При проверке органом государственного жилищного надзора результатов выполнения лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в частности, проверяется:
а) соответствие услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме требованиям технических регламентов
и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 23 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации), в том числе, своевременность и качество выполненных услуг и работ, обеспечивающих выполнение обязательных требований в отношении предотвращения причинения вреда жизни
и здоровью граждан, безопасности общего имущества в многоквартирном доме, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) соответствие услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме перечню услуг и работ, содержащемуся в договоре управления или договоре оказания услуг по содержанию
и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, а при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативом - принятой смете доходов и расходов на год товарищества
или кооператива;
в) содержание решений общих собраний собственников помещений
в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, утверждении условий и заключение договора управления многоквартирным домом; какой управляющей организацией выполняются услуги и работы по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг - при управлении многоквартирным домом более чем одной управляющей организацией.
61. При проверке органом государственного жилищного надзора результатов соблюдения лицами, являющимися исполнителями коммунальных услуг, обязательных требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг проверяется соответствие предоставляемых коммунальных услуг, обязательным требованиям правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домах.
62. При проведении органом государственного жилищного надзора проверок проверяется соблюдение собственниками помещений
в многоквартирном доме, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или содержание и ремонт многоквартирных домов и являющимися исполнителями коммунальных услуг, обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности и требований
по оснащению многоквартирных и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности.
63. При проведении проверок установления размера платы
за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья
либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива и не являющихся членами товарищества
или кооператива собственников помещений в многоквартирном доме, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества
в многоквартирном доме), в частности, осуществляются:
а) анализ соответствия платы за содержание и ремонт жилья размеру, обеспечивающему содержание общего имущества в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) с учетом цен, сложившаяся
на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) работ и услуг
в сопоставимых экономических условиях;
б) проверка наличия предложений управляющей организации о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации);
в) проверка наличия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об определении размера платы
за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме,
в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации);
г) проверка наличия решения органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива о размере обязательных платежей и (или) взносов на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества или кооператива для каждого собственника помещения в многоквартирном доме
в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации);
д) проверка установления органами местного самоуправления
(в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) размера платы
за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в порядке, установленном пунктами 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 2006 г. № 491;
е) проверка установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации);
ж) проверка наличия в договоре управления многоквартирным домом условия, устанавливающего порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) с определением порядок определения стоимости каждой услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в пункте 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
64. При проведении проверок установления размера платы
за коммунальные услуги, в частности, осуществляются:
а) проверка применения тарифов на коммунальные ресурсы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
б) анализ использования объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям индивидуальных и общедомовых приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) применение способов расчета размера платы за коммунальные услуги установленного утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов в зависимости от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных и общедомовых приборов учета, производства
и предоставления коммунальных услуг при наличии и отсутствии подключения многоквартирном доме к централизованным системам коммунальной инфраструктуры, временного отсутствия потребителей, проживания временных жильцов и других условий, установленных указанными правилами.
65. При проверке органом государственного жилищного надзора соблюдения управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом
без заключения договора с управляющей организацией, требований утвержденного Правительством Российской Федерации стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в частности, проверяются:
а) соответствие способов раскрытия информации требованиям указанного стандарта;
б) соответствие состава раскрываемой информации требованиям указанного стандарта;
в) полнота раскрываемой информации по каждому виду сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с требованиями указанного стандарта;
г) соблюдение форм раскрытия информации, если такие формы установлены законодательством Российской Федерации;
д) своевременность и полнота представления в письменном
или электронном виде ответов на запросы собственников помещений
в многоквартирном доме и иных заявителей.
66. При проверке органом государственного жилищного надзора соблюдения товариществами собственников жилья обязательных требований об ознакомлении членами товарищества собственников жилья
и не являющиеся членами товарищества собственниками помещений
в многоквартирном доме с документами, перечень которых установлен статьей 1431 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, проверяется наличие отказов в предоставлении для ознакомления заверенных копий документов, отсутствие достаточного времени для ознакомления
с документами, предоставления указанным собственникам помещений возможности изготовления копий указанных документов (в том числе фотографирования, сканирования, записи на электронный носитель информации или пересылки заявителю по электронной почте).
67. При проведении проверок выполнения обязательных требований собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, проверяется рассматривались ли ими на общем собрании предложения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и принято ими решение о проведении работ, связанных с обеспечением обязательных требований в отношении предотвращения причинения вреда жизни
и здоровью граждан, безопасности общего имущества в многоквартирном доме, вреда животным, растениям, окружающей среде, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
VII. Требования к устранению выявленных нарушений
68. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений обязательных требований орган государственного жилищного надзора выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
69. Предписания органов государственного жилищного надзора обязательны для выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами,
их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
70. Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений устанавливаются следующие сроки:
а) для устранения несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного и иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление многоквартирными домами, внесенных в устав изменений обязательным требованиям - в шестимесячный срок со дня направления такого предписания;
б) о прекращении иных нарушений обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка – в течение не более чем одного месяца со дня получения такого предписания лицом, осуществляющим управление многоквартирными домами, или собственником жилого дома
или помещения в многоквартирном доме;
в) об устранении последствий нарушений, выявленных в ходе проверок – срок, необходимый для устранения последствий соответствующего нарушения;
г) о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка – срок, необходимый для устранения причин соответствующего нарушения.
71. В случае неисполнения лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, или собственниками помещений
в многоквартирном доме в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных
в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями:
а) о ликвидации товарищества собственников жилья;
б) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме
с нарушением требований настоящего Кодекса;
в) о признании договора управления данным домом недействительным.
VIII. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований и анализ поступивших в орган государственного жилищного надзора документов и сведений
и (или) информации
72. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов и сведений и (или) размещенной
на официальных сайтах лиц, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего порядка, в сети Интернет информации о деятельности таких лиц орган государственного жилищного надзора:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших
в орган по надзору документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) анализирует размещенную на официальном сайте указанных лиц
в сети Интернет информацию об их деятельности.
73. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и при проведении внеплановых проверок.
IX. Требования к обеспечению доступа к информации о региональном государственном жилищном надзоре
74. Орган государственного жилищного надзора размещает на своем официальном сайте в сети Интернет, в частности:
а) ежегодный план проведения плановых проверок – в течение пяти рабочих дней со дня утверждения плана;
б) сведения о результатах согласования с органами прокуратуры плановых и внеплановых проверок (если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации);
в) сведения о ходе выполнения в рамках плановых и внеплановых проверок мероприятий по контролю – не позднее рабочего дня, следующего за днем начала проверки и выполнения мероприятий по контролю;
г) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок –
в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения проверок;
д) актуальные редакции текстов нормативных правовых актов,
в которых установлены указанные в пункте 3 настоящего Порядка обязательные требования – в течение пяти рабочих дней со дня вступления
в действие нормативных правовых актов и внесенных в них изменений.
При внесении изменений в указанные нормативные правовые акты указываются реквизиты актов, которые вносят соответствующие изменения;
е) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и об эффективности такого надзора –
в течение первого квартала текущего года;
ж) тексты рекомендаций и информация, содействующие выполнению обязательных требований, указанные в пункте 3 настоящего Порядка –
в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
75. Результаты плановых и внеплановых проверок размещаются органом государственного жилищного надзора на официальном сайте в сети Интернет с приложением выдаваемых органами государственного жилищного надзора предписаний об устранении выявленных нарушений, документов, подтверждающих выполнение выданных предписаний, протоколов об административных правонарушениях, отсканированные копии проверяемых документов (в частности уставов, договоров, протоколов общих собраний, приложений к таким договорам и протоколам) с исключением
из них (затушевыванием) персональных данных, кроме фамилий и инициалов заявителей, руководителей и должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы соответствующих лиц. Отсканированные копии проверяемых документов должны быть хорошо читаемы
и обеспечивать хорошее отображение всех подписи и печатей;
76. Результаты плановых и внеплановых проверок должны быть доступны для поиска на официальном сайте в сети Интернет по перечню лиц, осуществляющих управление, содержание и ремонт многоквартирными домами, и по перечню многоквартирных домов, в отношении которых проводились проверки.
77. Подготовка органами государственного жилищного надзора ежегодных докладов об осуществлении регионального государственного жилищного надзора производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
VIII. Заключительные положения
78. В случае выявления административного правонарушения должностные лица органа государственного жилищного надзора вправе составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
79. Действия (бездействие) должностных лиц органа государственного жилищного надзора, осуществляющих проверки, а также результаты проверок и принятые меры административного воздействия могут быть обжалованы в судебном порядке.
80. Методическое обеспечение организации и проведения государственного жилищного надзора осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации путем издания методических рекомендаций по организации и проведению органами государственного жилищного надзора проверок, предусмотренных в настоящем Порядке, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.