ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 22 февраля 2012 г. N 8-Г12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б., Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Майорова В.И. на решение Ярославского областного суда от 18 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим в части постановления правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года N 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
9 декабря 2009 года правительством Ярославской области принято постановление N 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области, подлежащие применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 1 января 2010 года.
Данное постановление официально опубликовано в газете "Документ-Регион" от 18 декабря 2009 года N 35.
Майоров В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления правительства Ярославской области в части установления кадастровой стоимости принадлежащих ему дачных участков.
Требования мотивированы тем, что заявитель является собственником земельных участков в пос. Некрасовское и с/о Чернозаводский с. Новодашково Некрасовского района Ярославской области. Оспариваемым постановлением утвержден удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, а именно: в районе с. Новодашково удельный показатель кадастровой стоимости земли составил <...> руб., а в районе пос. Некрасовский - <...> руб. Принятие названного постановления повлекло увеличение кадастровой стоимости земли в сто раз, что, соответственно, привело к увеличению земельного налога.
Заявитель также указывал, что постановление N 1189-п принято с нарушением требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316 и приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", поскольку кластеризация земельных участков дачных объединений проведена только в разрезе собственников земельных участков без учета оценочных зон и выделения эталонного земельного участка в отдельном кластере. При этом, поскольку земельные участки заявителя не входят ни в одно садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, то при определении их кадастровой стоимости не должен был в полном объеме применяться приказ Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307.
Решением Ярославского областного суда от 18 ноября 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством.
Так, непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков и составление Отчета по теме: "Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ярославской области" проводились в 2008 году ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков проверен Росреестром на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307. Проверка проведена в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215. По результатам данной проверки Росреестром принято решение о соответствии Отчета методике, оформленное соответствующим актом, после чего результаты кадастровой оценки (вместе с актом проверки) направлены в Управление Роснедвижимости по Ярославской области.
При этом суд исходил из того, что дачный земельный участок, на который распространяется применение Методики от 26 августа 2002 года N П/307, не обязательно должен располагаться в каком-либо из дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических или дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств.
Однако с такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам согласиться не может.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки, в отношении которых оспариваемым постановлением определена кадастровая стоимость, принадлежат заявителю на праве собственности и имеют вид разрешенного использования "для ведения дачного строительства". При этом названные земельные участки в состав какого-либо дачного объединения не входят.
Как следует из наименования и содержания пункта 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307, она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков именно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений. Таким образом, указанным нормативным актом регулируются вопросы определения кадастровой стоимости исключительно тех земельных участков, которые входят в состав соответствующих объединений граждан, следовательно, его применение к земельным участкам, не входящим в состав таких объединений, недопустимо.
Об этом, в частности, свидетельствует необходимость в соответствии с названным актом составления перечня всех вышеуказанных объединений субъекта Российской Федерации (п. 2.2.1), определения перечня факторов кластеризации для каждой из групп объединений на уровне субъекта Российской Федерации (п. 2.2.3), определения эталонного земельного участка для каждого объединения (п. 2.2.4), объединения эталонных земельных участков в кластеры на основе схожести их характеристик, определенных в разрезе факторов кластеризации (п. 2.2.5) и т.п.
Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.2 данных методических указаний установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Росреестра от 22 марта 2010 года N 15/87-СБ о применении пункта 2.1.2 названных методических указаний, в случае образования нового или выявления ранее учтенного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Таким образом, выводы суда о правомерности определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, не входящих в состав садовых, огороднических и дачных объединений, на основании Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах решение Ярославского областного суда постановлено с существенным нарушением норм материального права и подлежит отмене.
Поскольку суд кассационной инстанции лишен возможности однозначно считать, была ли кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, установлена только в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307, либо же она была определена с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 и разъяснений, содержащихся в письме Росреестра от 22 марта 2010 года N 15/87-СБ, Судебная коллегия по административным делам считает необходимым для выяснения указанного вопроса направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ярославского областного суда от 18 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.