которого председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова озвучила негодование собственников по поводу отчуждения вышеуказанного имущества. В свою очередь, член совета ТСЖ при администрации Петроградского района Наталья Николаева привела примеры, когда на сайте Фонда имущества продаются помещения – по сути подвалы в МКД – как нежилые помещения, якобы имеющие самостоятельный статус и рекомендуемые к использованию как склады.
«С 1991 года места общего пользования и общие помещения дома принадлежат собственникам жилых помещений в МКД. Нам отдельно регистрировать эти общедомовые помещения не надо было, они нам принадлежат автоматически. Если вы отчуждаете подвалы или чердак – это то же самое, что отрубить человеку руку или ногу. Какое качество будет у жизни такого человека или дома», – отметила Николаева, подчеркнув, что в 4-х тысячах МКД нет возможности установить общедомовые приборы учета именно потому, что подвалы проданы.
В противовес аргументам Акимовой и Николаевой выступила замглавы Комитета по управлению городским имуществом Марина Янкина. Чиновница заявила, что на основании распоряжения Смольного, принятого еще в прошлом году, ведомство проводит всеобщую инвентаризацию городского имущества, в том числе выявляет помещения с признаками общедолевого имущества МКД.
«На сегодняшний день от собственников жилых помещений поступило 524 заявления о рассмотрении таких объектов. Еженедельно в КУГИ проводятся заседания комиссии для выявления таких объектов и выведения их из реестра собственности казны. И мы предусматриваем сейчас возможность для собственников заключать договора безвозмездного пользования с КУГИ до определения статуса этих помещений», – отметила замглавы КУГИ.
В результате Общественный совет потребовал опубликовать информацию о планах продажи имущества в многоквартирных домах. Вместе с тем, представители совета огласили несколько адресов, по которым указанная проблема стоит очень остро. К подобным «горячим» адресам относится дома №8 по улице Рылеева, где продан технический подвал, дом №15 по улице Посадской, где на данный момент продается подвальное помещение в качестве производственно-складского помещения, здание №192 по Московскому проспекту – там на продажу выставлена лестничная клетка.
«Да, с такими темпами мы с вами далеко пойдем», – заявил Игорь Албин и дал поручение Фонду имущества разобраться в ситуации и выяснить, каким статусом обладают чердаки и подвалы.
«Указанные помещения являются общим имуществом многоквартирных домов. Это указано в Жилищном кодексе. Если КУГИ, занимаясь объектами общей собственности, продает их, это говорит только об уровне компетентности таких чиновников. С запретом Албина я полностью согласен, а попытка продать чужое имущества – это вообще-то статья Уголовного кодекса», – заявил в беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ депутат Законодательного собрания Борис Вишневский.
Размышляя на тему того, что будет ждать тех, кто уже выкупил подвалы или чердаки, депутат пришел к выводу, что в таком случае, скорее всего, ничего сделать будет нельзя. Однако, подчеркнул Вишневский, если имеет место быть арендный договор, то можно обратиться в суд с требованием о расторжении.
«В будущем таких продаж быть не должно», – резюмировал депутат.
К слову, по закону после приватизации квартиры, собственник автоматически становится, можно сказать, совладельцем общего имуществом дома, естественно, вместе со всеми своими соседями. Так что, теоретически, любой недовольный житель, негодующий, к примеру, на тему невозможности продуть трубы, находящиеся в подвале, может уверенным шагом идти в суд или в прокуратуру и требовать расторжения договора купли-продажи ввиду его прямого нарушения другой стороной. Специалисты, ссылаясь на статью 208 Гражданского кодекса, отмечают, что у подобных историй нет срока давности, что значительно облегчает судебную процедуру и ситуацию в целом.
К слову, «чердачными делами» в Петербурге уже вряд ли кого-то можно удивить. В городе насчитываются сотни так называемых мансардных скандалов, особенно в центре Петербурга. Так, например, около двух лет жители дома №4 по Миллионной улице вместе с депутатами ЗакСа боролись против самовольного возведения мансарды в здании, которое является объектом культурного наследия федерального значения. Действия застройщика повлекли за собой постоянные протечки, которые, в свою очередь, серьезно повредили стены и потолки жильцов снизу. Скандал-близнец развернулся в доме №11 по все той же Миллионной улице. Однако, если в первом случае дело довели до суда, и нарушитель был наказан исправительными работами, то здесь судебное продолжение сделать так и не получилось.
Уверенно прогнозировать последствия распоряжения Игоря Албина пока рано. Не исключено, что многие горожане, в чьих домах действительно идет прямое нарушение Жилищного кодекса, и правда обратятся к представителям Фемиды, желая, наконец, добиться справедливости.
Читайте по теме:
Албин запретил продавать подвалы и чердаки в Петербурге
Текст: Александра Будер