Я имел ввиду вот эту концепцию :
Как заявил Мэр Москвы С.Собянин - В Москве в рамках эксперимента объединят обслуживание домов и дворов
dom-i-dvor.info/news_207_296: «В ближайшее время мы примем решение о проведении эксперимента — создадим на базе наших ДЕЗов учреждение, которое будет обслуживать и дома, и территории вокруг них».
Уже разработан проект распорядительного документа о проведении данного эксперимента. И вот что теперь становится предельно ясным: на базе ГУП ДЕЗ района создается ГБУ (государственное бюджетное учреждение), к которому планируется присоединить сегодняшние ГКУ ИС (инженерная служба района). В результате такого слияния получается реальный монстр монополист на уровне района, который будет контролировать всё ЖКХ района и ВСЕ(!) управляющие организации, при этом являясь сам управляющей организацией.
Посудите сами.В новую структуру, которая будет носить название ГБУ ПРЭО (Государственное бюджетное учреждение производственное ремонтно-эксплуатационное объединение района), планируется передать все функции сегодняшних и ГУП ДЕЗ, и ГКУ ИС. Вот какие основные функции будут закреплены за новыми ГБУ:
1. управляющая организация МКД (в тех жилых домах, которые выбрали ГУП ДЕЗ)
2. заказчик на работы по содержанию дворовых территорий (за счет городского бюджета)
3. единый информационно-расчетный центр (для всех управляющих организаций и ТСЖ-ЖСК района, которые проводят расчеты через ЕИРЦ)
4. контролирующая структура для всех управляющих организаций и ТСЖ-ЖСК района, которые получают бюджетные субсидии
5. объединенная диспетчерская служба (почти для всех МКД района)
6. представитель интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений (т.е. голосует по всем вопросам от имени города Москвы).
И это только основные функции, определенные нормативными документами города Москвы (в т.ч. действующими постановлением Правительства Москвы №299-ПП от 24.04.2007г. и распоряжением Правительства Москвы №1040-РП от 14.05.2008г.).
Получается, что новая структура будет одновременно и голосовать от имени города за (например) выбор управляющей организации, и самой одновременно быть управляющей организацией, и контролировать сама себя по использованию бюджетных субсидий, и контролировать другие управляющие организации (фактически контролировать своих конкурентов), и для других управляющих организаций проводить расчеты в ЕИРЦ.
Кроме определения "монополия" такой набор функций просто больше ни под что не подходит. Создание такой монополии начнет просто выдавливать с рынка управления МКД все коммерческие компании и даже быстрее, чем с помощью обязательных СРО (саморегулируемых организаций). Получается, что в одной структуре совмещаются и функции собственника, и функции управления, и функции контроля. Большей монополии сложно придумать. Разве что добавить сюда еще функции Мосжилинспекции и Прокуратуры.
Фактически идет возвращение к структуре ПЖРО образца середины 90-х годов, но только на современно уровне при новом Жилищном кодексе и с новыми контрольными функциями.
Однако даже при таком преобразовании монополии можно избежать. Раз такой путь изменений принят, тогда для этого необходимо:
1. Все функции ЕИРЦ передать на окружной уровень в отдельное бюджетное учреждение как это было организовано в начале 2000-х годов - ЕИРЦ административного округа.
2. Также необходимо функционал диспетчерских служб передать либо на окружной уровень в структуру сегодняшних ГКУ ИС округа, либо создать отдельную структуру - не может ведь диспетчерская служба для всех управляющих организаций принадлежать одной из них. Злоупотребления в данно случае неизбежны.
3. Контроль за всеми управляющими организациями и ТСЖ-ЖСК передать в таком варианте на уровень округа (в филиал ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЦАО»).
4. Передать функцию представителя интересов города Москвы как собственника в другую городскую структуру, т.к. не может одна и та же организация одновременно выполнять функции и собственником, и управляющей организации, потому что это будет приводить к конфликту интересов.
Таким образом, у новой структуры (ГБУ ПРЭО района) будут основными функциями управление МКД и заказчик работ по содержанию придомовых (дворовых) территорий, что полностью соответствует озвученной позиции Мэра Москвы.
Хотя в любом случае усиление государственного влияния в сфере управления жилищным фондом налицо и о рыночной конкуренции можно будет забыть.
Репост