В судах о подвальных помещениях юристы обеих сторон спора, как правило пропускают важные слова из статьи 36 ЖК РФ: "инженерные сети и оборудование". Этот термин "инженерные" - технический термин и важный акцент, однозначно говорящий о том, что определять с каким оборудованием и помещением мы имеем дело, должны инженеры-эксперты.
Юристы из КУМИ, полагающие что технические подвалы построены на основе квартир, некогда в силу бедствий располагавшихся в подвалах, а потому не могущих быть общим имуществом, уводят рассмотрение технического вопроса в сферу умозрительных заключений, не имеющих ничего общего с реальностью и историей вопроса. Все эти "квартиры" были запрещены в 1963 году государством, как не соответствующие требованиям СНиП предъявляемых к жилью.
Надо знать, что каждый дом строится с подвалом, как минимум для проветривания подпольного пространства, т.е. для техническикх целей.
После запрета раскопанных в подвалах "квартир" старых домов, в них размещено и осталось на сегодня общее домовое инженерное оборудование, которое используется жителями-собственниками дома для обеспечения квартир санитарно-техническими удобствами.
Подвал изначально был техническим и остался им сегодня. Эпизод, когда в подвалах были "квартиры" в военное время, никакого юридического значения для определения назначения подвала на сегодняшний день не имеет, даже если этот подвал какой-нибудь муниципалитет по недоразумению и вопреки требованиям СаНПиН и СНиП сдавал в предпринимателям.
Определять технический подвал, или нет - компетенция инженеров-экспертов, а не юристов и экономистов из комитета по имуществу. Заключение эксперта для муниципалитета и суда должно становиться бесспорным фактом для закрепления юридического статуса подвала, как технического помещения.
Абсурд нашей системы в том, что о назначении инженерного оборудования и технических помещений судят технически некомпетентные лица из КУМИ городов (подведомственные Минэкономики), заряженные задачей получения прибыли в местный бюджет. К сожалению, специалисты ЖКХ на местах от этих споров удалены.
Система управления МКД на уровне государства, дает ошибочную установку. Минэкономики и Минрегион - тащат воз жилого фонда страны в разные стороны. А жилые дома в результате теряют важнейшие свои составные части: подвалы, колясочные и чердаки.
Cогласно Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 жилой и нежилой фонды государства, переданы в муниципальную собственность, собственность Москвы и Санкт-Петербурга. Советы народных депутатов регионов в 1992 году приняли соответствующие решения о передаче конкретных объектов государственного имущества, в т.ч. и жилого фонда, в собственность муниципальных образований. В решениях поименованы отдельные здания и встроенно-пристроенные помещения магазинов, лечебных и бытовых учреждений, составивших муниципальную казну. Подвалы большинства жилых домов в таких перечнях отсутствовали, так как не являлись отдельными (идивидуализированными) объектами собственности. То есть, если подвал не указан в таком перечне, он государственной собственностью не является.
20.02.2012г., Андрей Пинчуков, Кострома.